Проект «Лесная деревня»
Проект под названием «Лесная деревня» реализуется Коми региональным некоммерческим фондом «Серебряная тайга» в шести районах Республики Коми – Прилузском, Койгородском, Усть-Куломском, Княжпогостском, Удорском и Печорском.
Идея проекта отражена в его полном названии: «Интеграция сельской общины вокруг экономической стабилизации на основе устойчивого использования природных ресурсов».
Думая о перспективах сельских поселений республики, мы считаем важным сосредоточиться на устойчивом использовании природных ресурсов, которые составляют постоянную и возобновимую основу экономики наших таежных деревень и лесных поселков. Вырубка лесов вокруг них, истощение рыбных и охотничьих ресурсов, сокращение рабочих мест на лесозаготовках, нарушение грибо-ягодных угодий в процессе рубки леса – всё это вместе можно назвать факторами обеднения деревни.
Но ведь может быть и другой сценарий. И проект «Лесная деревня» нацелен на изменение ситуации в лучшую сторону путем создания положительных примеров интеграции жителей деревни. Задача проекта – с помощью самих жителей, с привлечением науки и успешного практического опыта других регионов выйти на новые, более оптимистичные сценарии развития.
Проект реализуется второй год в девяти модельных сельских поселениях, расположенных в удаленных от центра и экономически депрессивных административных районах Республики Коми. Это сёла Спаспоруб, Чёрныш и Верхолузье в Прилузском районе, пос. Кажим в Койгородском районе, село Большая Пысса в Удорском, село Приуральское и деревня Бызовая в Печорском районе, село Туръя в Княжпоготском и деревня Пузла в Усть-Куломском районе.
«Проектные» населенные пункты очень разные – как по своему возрасту, происхождению и традициям, так и по профилировавшим на протяжении длительного времени отраслям экономики.
В основе прежней экономики были лесозаготовки и сельхозпроизводство
Для Пузлы, Кажыма, Верхолузья лесная отрасль в советское время являлась профилирующей, лесозаготовки были основой их экономической базы. Экономика сёл Спаспоруб, Большая Пысса, Приуральское, а также деревни Бызовая основывалась на сельскохозяйственном производстве. К сёлам, где в советское время лесозаготовки развивались параллельно с сельскохозяйственным производством, можно отнести Черныш и Туръю. Общий спад аграрного и лесного производства вызвал резкое сокращение занятости сельчан. Общий спад аграрного и лесного производства вызвал резкое сокращение занятости сельчан. По данным статистики, сокращение работающих за период 1994-2007 гг. по муниципалитетам РК составило в сельском хозяйстве от 59 до 90 %, в лесной отрасли – от 16 до 83 %.
Безработица и низкий уровень жизни – сегодняшний день деревни
Сегодня в «проектных» «лесных деревнях» по-прежнему велик процент безработных, хотя многим сельчанам всё-таки удалось адаптироваться к новым условиям. Но даже работающее сельское население имеет невысокие доходы.
Самый высокий (среди населенных пунктов проекта «Лесная деревня») уровень средней зарплатынаблюдается в деревне Пузла – около 11000 руб. (по данным 2008 г.), что почти в два раза выше прожиточного минимума. В остальных населенных пунктах зарплата находится на уровне 7000 руб.
Существенно ниже средней заработной платы и ниже прожиточного минимума (на начало 2009 г. он был чуть более 6000 руб.) среднедушевые денежные доходы в проектных «лесных деревнях»: они составляют 4 – 4,5 тыс. рублей и лишь немногим больше в Пузле и Кажыме.
Причём в структуре среднедушевых доходов выделяется вклад пенсий, который примерно равен 2000 руб. во всех проектных деревнях. Пенсии и пособия составляют практически половину от основных денежных доходов в селах Верхолузье, Черныш, Спаспоруб, Пысса и д. Бызовая.
Только в Кажыме и Пузле в доходах преобладает зарплата, что говорит о лучшей (в сравнении с другими «деревнями») производственной основе этих населенных пунктов и относительно высокой занятости. Заметный вклад в среднедушевые доходы в Спаспорубе, Пыссе, Приуральском и Бызовой вносит работа за пределами населенного пункта, преимущественно вахтовым методом на лесозаготовках, нефтедобыче, а также в других сферах экономики крупных населенных пунктов.
Есть ли потенциал для развития и как его использовать?
Все эти и многие другие данные, важные для планирования дальнейших действий, были получены в результате социологического опроса-анкетирования, проведенного в «проектных» населенных пунктах в течение первого года реализации проекта. На этом этапе важно было получить реальную картину происходящего, которая очень часто не соответствует официальной; выяснить реальное социальное положение местных жителей, а также рациональность использования ими природных ресурсов и возможности дальнейшего развития каждого сельского поселения.
Изучение сложившейся к настоящему времени в «проектных деревнях» социально-экономической ситуации выявило потенциальные возможности дальнейшего развития и ограничения для каждой проектной «лесной деревни».
В качестве дополнительных к сельскому хозяйству и лесоразработкам, ранее традиционным для «лесных деревень», предложено освоение новых сфер деятельности, в том числе экономически более эффективное использование недревесных продуктов леса, местных ремёсел и промыслов, а также туристский бизнес (сельский туризм: природные, экологические, этнокультурные туры).
Среди основных ограничителей развития предпринимательской инициативы и новых форм хозяйствования местными жителями были названы отсутствие знаний и навыков, в том числе юридических и экономических, незнание рынков сбыта, а также бюрократические препятствия. Поэтому дальнейшая работа по реализации проекта направлена на поддержку местных инициатив путём обучения сельских жителей, организации обмена опытом, помощи в разработке бизнес-планов и в регистрации бизнеса, в совместном поиске инвесторов и рынков сбыта.
Традиционное лесопользование – источник жизнеобеспечения удаленных деревень
В отдельных «лесных деревнях», особенно в северном Удорском районе, ведущую роль в жизнеобеспечении населения играют такие виды традиционного природопользования, как охота и рыбная ловля. Вместе с тем в данный момент эти виды деятельности оказались вне правового поля. Наличие традиционных промыслов и угодий никак не учитывается при передаче лесфонда в аренду под рубки. Собранный в рамках проекта информационный материал и картирование территорий традиционного лесопользования позволяют обосновать значимость такого вида хозяйствования для жителей поселения Пысса, деревень Политово, Мелентьево, Мучкас. Это важно для дальнейших действий по признанию и сохранению территорий традиционного лесопользования жителей удаленных «лесных деревень».
Крупный бизнес и «лесная деревня»
Экономическая ситуация в «лесных деревнях» и перспективы дальнейшего устойчивого развития территории во многом зависят от позиции действующего на данной территории крупного бизнеса (там, где он есть), от его вклада в местную экономику и степень социальной ориентированности. В 2009 году в трёх из шести районов реализации проекта проведён анализ влияния деятельности лесозаготовительных предприятий ОАО «Монди СЛПК» на социально-экономическую ситуацию. Анализ показал, что возможности влияния на устойчивое развитие районов и поселений этой компанией мало учитываются и слабо используются. Итоги исследования обсуждены совместно с руководством компании – основного представителя крупного лесного бизнеса в республике. В результате представители Группы Монди и руководство ОАО «Монди СЛПК» признали требующими решения проблемы, выявленные в ходе исследования. Компания декларирует заинтересованность в социально-экономическом развитии территории и готова к сотрудничеству с местным населением.
Общественные слушания и общественный Лесной совет
Важным условием интеграционных процессов в «лесной деревне» является участие жителей в процессе управления природопользованием. Роль местного населения окажется более ощутимой, если в селе будет действовать представляющая интересы разных групп населения общественная структура. В связи с этим проект предлагает создание в районах общественного Лесного совета. Такие общественные Лесные советы в Прилузском и Удорском районах Республики Коми показали себя эффективными механизмами объединения социально активных граждан – представителей сельского населения, бизнеса, власти и управления, заинтересованных в грамотном использовании лесных ресурсов на районном и местном уровне.
Поэтому в рамках проекта поддерживается через семинары и тренинги развитие таких форм общественного участия, как общественные слушания и общественный Лесной совет.
Способствовать развитию сотрудничества внутри сельского сообщества через совместную деятельность разных поколений его жителей призвана также образовательная развивающая программа «Экология села», которая адаптирована и внедряется в «лесных деревнях» проекта и в других сельских поселениях республики.
Лесные диалоги
Существенным шагом к интеграции и сотрудничеству участников лесных отношений стали Лесные диалоги. Эта инициатива получила активный отклик и была продолжена в рамках проекта «Лесная деревня» на республиканском уровне после проведения в Коми международного Лесного Диалога по теме «Леса и благосостояние сельских жителей» (22-24 октября 2008 г.).
Республиканский Лесной диалог стал действующей площадкой для встреч и обмена мнениями разных участников лесных отношений. Эти встречи способствуют движению к сотрудничеству, совместному поиску путей для решения проблем, волнующих жителей «лесных деревень». В 2009 году было проведено три двухдневных Лесных диалога: о развитии местного самоуправления в сельских районах, о роли крупного лесного бизнеса в развитии сельских районов, о возможностях альтернативного использовании массивов девственных лесов. Выводы и предложения, сделанные в результате совместного обсуждения, используются в дальнейшей работе по реализации проекта.
Сотрудники Фонда «Серебряная тайга» надеются на активную поддержку идей проекта местными жителями. Ведь специалисты «со стороны» могут только помочь в возрождении и развитии наших таёжных сёл и поселков, оказавшихся на обочине развития. Главными же действующими лицами должны быть сами сельчане.
Полное название проекта
«Интеграция сельской общины вокруг экономической стабилизации на основе устойчивого использования природных ресурсов»
Сроки реализации проекта
1 апреля 2008 г. – 31 марта 2011 г.
Организация, внедряющая проект
Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга»
Финансирование
Фонд Форда (www.fordfound.org)
Рабочая группа
Дмитриева Тамара Евгеньевна — заведующая сектором региональной экономики Института социально-экономических и энергетических проблем Севера, координирует работу по социально-экономической оценке лесных ресурсов.
Игнатова Елена Михайловна — учитель русского языка села Пузла Усть-Куломского района Республики Коми.
Косолапова Татьяна Андреевна — заместитель главы администарции с.п. Черныш Прилузского района Республики Коми, координатор образовательной программы “Экология села”.
Логинов Альберт Васильевич — представитель местного населения Удорского района Республики Коми.
Мелехина Маргарита Васильевна — руководитель администрации сельского поселения Верхолузье Прилузского района Республики Коми.
Низовцева Наталья Васильевна — начальник сельского потребительского общества села Спаспоруб Прилузского района Республики Коми.
Сердитов Константин Степанович — журналист газеты Прилузского района Республики Коми «Знамя труда».
Шишнева Лидия Павловна — заместитель руководителя ГУ «Кажимское лесничество» сельского поселения Кажим Койгородского района Республики Коми.
Направления деятельности
Направление 1
Улучшение экономической ситуации на основе природных ресурсов – подход адаптированный к местным условиям.
Задача 1.1
Поиск новых возможностей для улучшения экономического состояния деревни в рыночных условиях.
Планируемый результат:
Предложение новых подходов, адаптированных к местным условиям, разработанных совместно с Рабочей группой проекта.
Задача 1.2
Устойчивое управление лесопользованием на локальном (местном) уровне и его вклад в местную экономику.
Планируемый результат:
Экономический анализ вариантов развития лесного сектора и значения этих вариантов для экономики деревни.
Задача 1.3
Защита грибных и ягодных мест, важных для местного населения, и правильное ведение лесного хозяйства в этих территориях.
Планируемый результат:
Включение в Лесной план Республики Коми и в регламенты лесничеств вопроса выделения и охраны мест массового сбора грибов и ягод, важных для местного населения, согласование и определение лесохозяйственных режимов для них.
Обучение специалистов лесного хозяйства и местного самоуправления и сопровождение выделения мест массового сбора грибов и ягод в избранных районах.
Задача 1.4
Экономически выгодное использование местных лесных ресурсов.
Планируемый результат:
Выявление и проведение конкурса на будущую организационную и финансовую поддержку инициативных бизнес – проектов на локальном уровне.
Задача 1.5
Правила доступа к лесным ресурсам, ключевым для локальной экономики, основанной на традиционном природопользовании.
Планируемый результат:
Описание традиционного использования природных ресурсов; анализ его значения для местной экономики.
Направление 2
Методы объединения деревни и развитие (становление) положительных примеров.
Задача 2.1
Общественные слушания.
Планируемый результат:
Организация серии семинаров и тренингов для представителей местного населения, местного самоуправления, районных администраций, органов власти и управления по подготовке и проведению общественных слушаний, подведению их итогов, а также последующее регулярное методическое сопровождение заявляемых общественных слушаний в избранных районах Республики Коми.
Задача 2.2
Общественный лесной совет.
Планируемый результат:
Инициация и создание Общественного лесного совета в Койгородском районе Республики Коми и организация обмена опытом между действующими и вновь созданным советами.
Задача 2.3
Экология деревни – образовательная и развивающая программа.
Планируемый результат:
Внедрение программы «Экология деревни» в избранных сельских населенных пунктах с участием местных школ и местного самоуправления при методической и организационной поддержке проекта.
Направление 3
Распространение положительного опыта.
Задача 3.1
Локальный и региональный уровень.
Распространение является ключевым компонентом проекта в связи с удаленностью сельских лесных поселений, ограниченным доступом жителей к современным средствам связи и коммуникации и низким уровнем доверия к средствам массовой информации. Все положительные примеры, предложенные и развитые в рамках проекта, а также созданные другими инициативами, планируется включить в активную систему распространения положительного опыта. Эта система должна быть основана на работающих примерах, демонстрационно-ознакомительных турах и семинарах, проводимых лицами общественного доверия. Прямое распространение опыта должно включать также соседние с Коми районы Архангельской и Кировской области.
Планируемый результат:
Передача знаний и опыта через активное взаимодействие с местным населением посредством семинаров, тренингов, ознакомительных экскурсий и непосредственного участия заинтересованных реципиентов в подготовке и проведении соответствующих мероприятий.
Задача 3.2
Российская Федерация – Модельные леса и другие инициативы.
Общие результаты должны быть популяризированы более широко. При масштабах России передача опыта может быт эффективной, если будет адресована заинтересованным организациям и проектам с обучающим компонентом. Планируемая сеть Модельных лесов в России, предполагающая создание 30 новых Модельных лесов, декларирующих устойчивое лесоуправление, может быть использована в качестве инструмента такого распространения нового опыта. Социальная устойчивость и развитие местных общин декларируется в модельных лесах, но пока не очевидны источники финансовой поддержки этого направления. Модельный лес «Прилузье» и фонд «Серебряная тайга» планируют предоставить свой наработанный опыт для новых модельных лесов. Это может стать отличной возможностью распространить накопленный опыт по местному населению.
Планируемый результат:
Передача наработанного опыта проекта действующим Модельным лесам в России путем организации семинара в Республике Коми.