Проект «Лесная деревня»
Туръя. 530 лет. Земля глубокой старины
Туръя, одно из самых древних коми селений, расположено в среднем течении реки Вымь, притока Вычегды. Известно, что в XI – XV веках в бассейне Северной Двины, в том числе и по Выми, обитала заволоцкая чудь – предки современных карелов и вепсов, носители прибалтийско-финских языков. Заселяя верховья Выми, они называли эти места «туръя», то есть «север, северные края» в сравнении с западом, их прежней родиной.
Первое документальное упоминание о Туръе – в Вычегодско-Вымской летописи – относится к 1480 году. Эта дата и считается датой основания села. Однако есть сведения, что возникла Туръя гораздо раньше, а в ХV – ХVI веках стала широко известна как крупный посад – городище, где проходили многолюдные ярмарки, куда приезжали торговые люди со всех северных земель. Известно, что новгородцы, а потом и московские торговые люди издавна, с X – XII веков, за пушниной и другими богатствами шли на Печору и за Урал от Устюга через Северную Двину, Вычегду и по притоку Вычегды Выми поднимались до волока, соединявшего верховья Выми с рекой Ухтой, притоком Ижмы, впадающей в Печору. Далее правым притоком Печоры Усой и ее притоком Собью можно было подойти к верховьям другой Соби, впадающей в Обь. Это был великий речной путь, связывающий Северную Европу с Северной Азией, известный с глубокой древности как Чрезкаменный путь. Такое крупное селение на этом пути, как Туръя, безусловно, сыграло свою роль в освоении Севера, Зауралья и Сибири.
Но Туръя была не просто крупным селением. До конца ХV века это было укрепление, имевшее хорошее для тех времён вооружение и даже артиллерию. «Турья была пограничным селом. Здесь заканчивалась власть московского князя и начиналась власть «белых царей» самояди (ненцев), вогулов и угры (манси)», – пишет уроженец этих мест писатель Григорий Спичак.
Статус Туръи как торгового центра на Севере держался до конца ХVIIвека. В начале XVIII века древний Чрезкаменный путь в Сибирь в связи с появлением более удобных дорог через Урал был официально закрыт. И хотя местные жители еще продолжали им пользоваться, Туръя постепенно потеряла свою роль центра торговли. По переписи 1747 года в Туръинской волости (включая Кони, Онежье, Луг) было 607 крестьянских хозяйств.
В 1891 году в Туръе была открыта одноклассная церковно-приходская школа, а в 1899 году на средства общества и уездного земства открылась библиотека. В 1915 году школа преобразована также в земскую начальную школу, в 1940-м она стала семилетней, а с 1943 года – средней, каковой является и сегодня (на снимке).
Организованный здесь в 1929 году колхоз в 60-е вошёл в состав большого животноводческого совхоза «Вымский» с центром в селе Шошка. Многие годы, с предвоенных до 60-х, в Туръе располагалась также дирекция крупного леспромхоза с лесопунктами по рекам Вымь и Пожег. Позже рядом с селом, в посёлке Брусничный, длительное время базировался лесопункт от Кылтовского леспромхоза.
Сегодня в старинной Туръе всего 270 жителей. Остались в прошлом и богатый трудовыми достижениями совхоз, и лесозаготовительные предприятия. Согласно выводам социологического исследования, проведенного в 2009 году в рамках проекта «Лесная деревня», в сегодняшних доходах туръинцев доминирует госсектор (работающее население занято в основном в бюджетных организациях), а также пенсии и пособия старшего поколения. Высок уровень безработицы. Однако, как показало то же исследование, в Туръе довольно высоки в сравнении со многими другими сёлами показатели реализации продукции сельских домохозяйств. И это несмотря на то, что село отделено рекой Вымь от дороги на райцентр и испытывает сезонные сложности доступа к рынкам сбыта. Значительная часть молочной продукции перерабатывается и поступает на продажу уже в виде сливок, сметаны, творога и масла.
Здесь довольно активны фермеры: в поселении пять крестьянско-фермерских хозяйств. В соответствии с результатами проведённого анкетирования 10 % опрошенных семей в Туръе отметили важную роль поддержки местной администрации в развитии личных подсобных хозяйств, что нетипично для большинства других «лесных деревень» проекта.
Старинная Туръя богата традициями. С незапамятных времён здесь празднуют День Пятницы Параскевы – престольный праздник, возрожденный в начале 90-х стараниями заведующей сельским клубом, заслуженного работника РК Коми А. К. Прохоровой. Праздник проходит в начале июня у Церкви Воскресения Господня, построенной здесь полтора столетия назад и, к сожалению, давно не действующей, полуразрушенной, но по-прежнему украшающей общий облик села. В празднике участвуют все жители Туръи, а также гости из других поселений.
Древнее село знаменито и многими своими уроженцами. Самый выдающийся из них – крупнейший социолог XX века Питирим Сорокин. В сельском музее его имени можно узнать и о других знаменитых выходцах из Туръи. Среди них – талантливый коми поэт-песенник Фёдор Щербаков; скульптор Юрий Борисов; первая коми художница-иконописец Александра Сухарева; героически погибший на фронте чемпион Коми АССР 1941 года по лыжным гонкам Иван Щербаков и многие другие. Настоящей хранительницей традиций родного села, знатоком истории Туръи является на протяжении многих лет Ольга Степановна Шлопова – учительница, проработавшая в местной школе более 40 лет, краевед, литератор, создатель сельского музея.
В годы Великой Отечественной войны из Туръи с близлежащими деревнями ушли на фронт около 200 человек. 134 из них не вернулись. Фронтовыми дорогами прошли и шестеро туръинских девушек. Одна из них, Анна Егоровна Бабинова (на снимке вторая слева), и сегодня живёт в Туръе, активно участвует в жизни села.
«По следам Питирима Сорокина»
«Я счастлив, что имел возможность жить и расти в этой природной стихии» – писал выдающийся социолог Питирим Сорокин, уроженец старинной Туръи.
Развитие здесь внутреннего и въездного туризма, основанного в том числе и на имени Питирима Сорокина, может стать вполне реальным дополнительным источником дохода местных жителей. Вот что говорит об этом доктор социологии, исследователь сорокинского наследия Павел Кротов: «Сорокина можно смело назвать ключевой «достопримечательностью» Коми, ведь его имя знают во всем мире… Питирим Сорокин – символ мировой философской мысли минувшего столетия. Благодаря желанию узнать новое о жизни ученого у туристов может возникнуть интерес и к коми языку, этнографии, культуре. Село Туръя в перспективе должно представить туристам не только замечательную природу, но и «страницы биографии» выдающегося социолога и философа».
Познакомившись с историей старинной Туръи, с экспозициями местного краеведческого музея имени Питирима Сорокина, с памятником выдающемуся земляку, туристы едут отдыхать в просторную коми избу – гостевой дом жительницы Кони Светланы Жилиной. Здесь они отведают крестьянской пищи, приготовленной по старинке в русской печи, попарятся в чёрной баньке, наберутся сил для продолжения путешествия. Следующая точка маршрута – устьвымское село Гам, где Питирим Сорокин учился и где в сохранившемся с той поры здании Гамской второклассной школы сегодня можно увидеть – уже в качестве музейных экспонатов – многие свидетельства начала ХХ века, соприкоснуться с историей развития образования в Коми крае.
Кстати, деревня Кони с гостевым домом Светланы Жилиной вполне может быть и самостоятельной целью путешествия, ведь именно здесь практически в первозданном виде сохранен целый ансамбль вековых крестьянских домов так называемого вымского типа. Не случайно деревня Кони включена в федеральный список памятников народного деревянного зодчества.
Конечно, быстрому и успешному развитию нового направления деятельности будет препятствовать отсутствие круглогодичной дороги в Туръю, сложности с переправой через реку Вымь. Но эти сложности вполне разрешимы, надо только чуть больше внимания и заботы этому старинному коми селу со стороны районных и республиканских властей.
Жители Туръи верят, что их знаменитое в веках село не исчезнет с карты республики. И это главное, ведь сделать его одним из самых популярных и посещаемых туристами, а значит развивающихся и процветающих, селений Коми можно только желанием и трудами самих туръинцев.
В статье использованы информация и фотографии, предоставленные учащимися СОШ села Туръя (педагог И.Н.Шлопова) и Л.И.Волковой, а также из архива Фонда «Серебряная тайга»