Проект «Модельная река Мезень»
Реки всегда играли значительную роль в ландшафте Республики Коми и в жизни её населения. Из-за большой площади территории, отдаленности многих населённых пунктов и низкой численности жителей дорожная сеть всегда была недостаточно развита, поэтому для транспортировки и коммуникации использовались реки. Почти все деревни и сегодня располагаются вдоль рек. Рыбу всегда ловили и ловят как коренное население, так и приезжие. Рыбные ресурсы имеют большое значение в жизни сельского населения: в отдалённых деревнях рыба очень важна для пропитания и выживания, в деревнях, расположенных ближе к рынку – это дополнительный, качественный компонент еды. В последнее время реки приобрели и рекреационную роль. Они сохранили свою первозданность, и многие из них имеют туристический потенциал.
Но наряду с этим есть два процесса, которые оказывают негативное влияние на реки.
Первый – промышленные лесозаготовки и промышленная добыча минералов. Промышленные лесозаготовки связаны с продуктивной лесной зоной в южной половине Республики Коми. Большие площади вырубок, строительство дорог через болота, нарушения почвы и режима рек и ручьев, вызванные лесозаготовительными работами, оказывают негативное влияние на всю водную систему. Но, к сожалению, исследования для оценки этого воздействия не проводились, причинно-следственные связи не изучены и не разработаны рекомендации по достижению устойчивости в данном вопросе.
Местное население отмечает снижение уровня воды в реках и сильные изменения в годовой динамике уровня воды рек и ручьев, происходящие вследствие лесозаготовок, и рассматривает это как негативное воздействие на популяции рыб. Изменение климата может быть дополнительным или альтернативным фактором наблюдаемых изменений, но и это тоже не изучено. Разработка минеральных ресурсов ведется в основном в северной части Республики Коми в лесотундре и тундре, и на этом этапе проекта данная проблема не рассматривается.
Второй процесс, оказывающий негативное влияние на ресурсы рек, связан с изменениями, которые произошли за последние десятилетия в положении местного населения. Жители коренных деревень сегодня очень зависят от лесных и рыбных ресурсов. При переходе к рыночной экономике они остались на обочине: их участие в рынке слабо выражено, а иногда равняется нулю. Местные жители, которые раньше были вовлечены в лесозаготовку и государственное сельское хозяйство, оказались исключены из рыночной экономики. Государственные компании не выжили в рыночных условиях, а частный бизнес , вследствие технического перевооружения, нуждается всё в меньшем количестве работников и в других, продвинутых квалификациях. Лесной бизнес справляется лучше или хуже, но при постоянных сокращениях и требованиях новых квалификаций, получить которые в удалённых лесных деревнях часто нет возможности, жители деревень оказываются в невыгодной ситуации. Деревни игнорируются, беднеют и становятся малоперспективными. Последние исследования показали, что средний доход на душу населения в деревне составляет 73% от прожиточного минимума, в то время как в городах он равен 256% (данные собраны разными методами, не могут быть строго сравниваемыми, но показывают очевидную разницу).
В этой ситуации и старинные деревни, которым многие сотни лет, и сёла, возникшие в советское время, очень зависят от природных ресурсов – пойманной дичи, зверей, рыбы и от личных огородов. Но, несмотря на сохранившийся естественный характер рек, рыбные ресурсы за последние 20 – 50 лет значительно сократились.Перелов рыбы рассматривается как первая причина этой проблемы, а изменение рыбных местообитаний вследствие промышленных лесозаготовок как причина номер два. Сильное снижение рыбной популяции меняет экологическую ситуацию в реке и оказывает прямое негативное влияние на местные деревни и на возможности развития рыболовного туризма. Перелов является результатом разрушения системы традиционного пользования с разделением участков реки между семьями коренных жителей. Это также результат повсеместного использования моторных лодок, развития нелегального рыболовства, строительства лесных дорог, открывающих доступ к рекам, бедности деревень и легкого доступа к сетям.
Кроме того, сложившаяся в прежние годы и действующая ныне система управления рыбными ресурсами является неадекватной в современной ситуации. Местное население не вовлечено в процесс управления рекой. Оно присутствует только как объект, подвергаемый ряду нереалистичных запретов и ограничений в использовании рыбных ресурсов. Такая система управления и ее результаты не популярны среди местных жителей.
Возрастание зависимости деревень от природных ресурсов привело к неправильному использованию этих ресурсов, ведь рыба является самым простым и в то же время самым уязвимым ресурсом для заготовки. В то же время лесная промышленность открыла общий доступ к семейным угодьям, что и пошатнуло размеренное пользование рыбными ресурсами. Промышленное открытие территории и всеобщий доступ к рыбным ресурсам не противоречил законодательству, но стал губительным для рыбных ресурсов, так как северные реки не настолько продуктивны, чтобы выдержать возросшую в разы нагрузку. Традиционное регулирование использования ресурсов исчезло. Местное население приобрело новое оборудование для ловли, такое как моторные лодки и сети, которые стали доступными для большинства местных жителей. За последние 20 лет рыбные ресурсы были истощены во всех доступных реках, в том числе почти исчезла ранее многочисленная сёмга. Местное население осталось без рыбы и без знаний, как восстановить эти ресурсы.
В довершение всего современное законодательство и управление, основанное на ограничениях, нереальных для внедрения и исполнения местным населением, не поддерживают ответственного управления рыбными ресурсами. При этом, несмотря на длительные государственные ограничения, ситуация не улучшается. Потому что есть только ограничения, а комплексной программы по восстановлению нет.
Таким образом, по нашему мнению, основными проблемами являются:
- резкое сокращение рыбных ресурсов в реках Республики Коми, которое происходит в течение последних 20-50 лет;
- истощение рыбных ресурсов вследствие нелегального рыболовства, безработицы, бедности местного населения и массового использования сетей;
- резкое сокращение численности атлантического лосося (сёмги) и нельмы, которые раньше встречались повсеместно, а теперь стали редкими из-за перелова;
- промышленные лесозаготовки и разработка полезных ископаемых открыли доступ к рекам для посторонних людей, что нарушило традиционное рыболовство, основанное на разделении реки между общинами;
- изменение среды обитания рыбы, являющееся вторым фактором ограничения рыбных ресурсов (влияние лесозаготовок, низкий уровень воды, изменение климата), не изучено в достаточной мере;
- отсутствие интегрированного подход к рыбным ресурсам и управлению реками;
- современная законодательная база ставит нереальные запреты и не поддерживает восстановление и управление рыбными ресурсами;
- не развиты социальные аспекты в организации рыболовства, отсутствует влияние на управление рыбными ресурсами со стороны общества;
- местное население не вовлечено в управление рыбными ресурсами, несмотря на большое значение рыбы для выживания местного населения;
- отсутствует реальная программа восстановления рыбных запасов.
Мы считаем, что восстановление рыбных ресурсов возможно, но оно может быть достигнуто только при взаимодействии всех заинтересованных сторон. Мы предлагаем сконцентрироваться на реке Мезень как Модельной реке для развития эффективного взаимодействия в сфере охраны и устойчивого управления водными ресурсами.
Рабочая группа
- Ванеева Алина Робертовна — Удорское представительство «Коми войтыр»;
- Вурдов Алексей Иванович – житель села Кослан, Удорский район, писатель;
- Захаров Александр Борисович – Институт биологии Коми Научного Центра УрО РАН;
- Корбут Игорь Иосифович – Лешуконский район, предприниматель;
- Кукса Галина Николаевна – Отдел водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов;
- Лобанова Татьяна Александровна – Отдел аквакультуры и рыболовства Минсельхоза Республики Коми;
- Логинов Альберт Васильевич — Община коренного народа «Удорачи», житель села Большая Пысса, Удорский район;
- Маричков Владимир Владимирович – Коми филиал ФГБУ «Главрыбвод»;
- Морозов Александр Реомидович – ООО «Ожерелье Удоры», директор;
- Политов Алексей Борисович – Коми филиал ФГБУ «Главрыбвод»;
- Венско Наталья Ивановна – администрация МР «Удорский»;
- Тюпенко Татьяна Ивановна – Общественный совет при Минприроды РК, Региональная рабочая группа по окружающей среде Совета БЕАР;
- Цогоев Сергей Урусбиевич – ветеран государственных природоохранных служб;
- Павлов Леонид Витальевич – СПоССК «АгроУдора», исполнительный директор;
- Шубин Юрий Павлович – специалист в области управления водными биоресурсами.