Продолжается изучение влияния рубок на водные объекты
Экспедиция в составе эколога Фонда «Серебряная тайга» Александра Боровлёва и сотрудников Института биологии Коми НЦ УрО РАН Алексея Дымова, Виктора Старцева и Александра Шакирова (лаборатория биологии почв и проблем природовосстановления) вернулась из короткой поездки на реку Седка, которая была предпринята с целью оценки эрозионных процессов и других изменений на малых и средних водотоках после рубок.
Экспедиция была предпринята в рамках проекта «Оценка долговременного воздействия лесозаготовок на водные ресурсы», реализацию которого Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» начал в прошлом году.
Работа по проекту ведётся на разных уровнях – соответственно выбраны пилотные реки разного масштаба. На крупных (Мезень, Вычегда), где действуют стационарные гидрологические посты, есть возможность вести сравнительный анализ ситуации на протяжении ряда лет с использованием данных Гидрометеослужбы. На средних реках, обрубленных в разное время и в разной степени, используются методы биоиндикации. На мелких реках и ручьях, где рубки велись недавно или ведутся сейчас, можно проследить изменения поймы, самого водотока, водосбора непосредственно.
Река Седка – правый приток Лузы, который, в свою очередь, принимает ряд более мелких рек и ручьёв. Здесь велись и ведутся лесоразработки с использованием современной техники, оставляющей глубокие колеи, овраги на склонах. Грунт, песок затем попадают в ручьи – притоки реки, перераспределяется в её пойме, постепенно образуя наносы, островки и т.д.
Из-за размытых дорог на этот раз, к сожалению, не удалось попасть во все точки, где ведутся наблюдения. Однако несколько характерных моментов всё же получилось зафиксировать. Наблюдения будут продолжены.
Кроме того, в рамках проекта «Оценка долговременного воздействия лесозаготовок на водные ресурсы» начат опрос старожилов Удорского района, имевших возможность наблюдать за ситуацией на протяжении длительного времени и являющихся, таким образом, обладателями ценной информации. Многие из них знают о конкретных примерах локальных изменений, происходивших на их памяти на Мезени и её притоках в связи с масштабными лесозаготовками. Эти данные будут хорошим дополнением к материалам, полученным в результате исследований.