«Воспитывать нужно не взрослых, а в первую очередь детей!»
С 18 по 26 июня в селе Большая Пысса Удорского района в рамках проекта «Модельная река Мезень» совместно с Домом детского творчества пгт. Усогорск и при участии республиканского Центра по ООПТ (ГБУ РК «Центр по ООПТ») была организована Летняя ихтиологическая школа. Участниками её стали ребята из разных населенных пунктов – посёлка Усогорск, города Сыктывкара, сёл Большая Пысса и Ыб. Всего в работе школы участвовали 17 человек – четверо взрослых и 13 школьников.
Главной задачей этой полевой школы, по мнению её инициатора и руководителя Николая Шилова, является, как минимум, воспитание ответственных пользователей речными ресурсами, как максимум – преследуется профориентационная цель: республике нужны ихтиологи – специалисты, умеющие работать с рыбой. «Воспитывать нужно не взрослых, а в первую очередь детей, – утверждает Николай, – ведь именно от них зависит экологическая ситуация и состояние наших природных ресурсов в будущем».
В первый же день Большая Пысса встретила ребят проливным дождём и грозой, что не было сюрпризом для организаторов, ведь по прогнозу погода обещала быть пасмурной и дождливой всю неделю. Но вот что совсем было неожиданно, так это отключение электричества на два дня в связи с аварией, которая произошла из-за грозы. Это происшествие дало возможность организаторам пересмотреть программу и устроить два «командообразующих» дня.
В первый день ребята дружно взялись за приготовление бани, предоставленной администрацией села. Ребята скрупулёзно вымыли всю баню, наносили дров, принесли воду и растопили печь, предварительно разделив между собой обязанности. В дальнейшем банная церемония стала традиционной по завершении дня.
Вопреки не обнадёживающему прогнозу, всё остальное время погода стояла солнечная и тёплая, что позволило посвятить весь второй день пешей экскурсии по селу и походу, который был организован с участием местного краеведа Альберта Васильевича Логинова. Ребята узнали историю освоения района, роль водных биоресурсов и леса в экономике и жизни местного населения, чем жило и живёт село, а также познакомились с местной флорой и фауной на примере комплексного заказника «Пысский».
Во все остальные дни жизнь «полевиков» строились по схеме, уже опробованной прошлым летом в такой же ихтиологической школе в деревне Кривушево на Ирве, притоке Мезени.
До полдника преподаватели делились с ребятами своими знаниями. Николай Шилов рассказывал об анатомии рыб, об экологии водных объектов, о роли человека в жизни рыб, способах поддержания их численности, провёл практические занятия по определению вида рыб…. Позже дети отметят, что самым увлекательным в школе было изучение внутреннего строения рыбы на примере свежепойманной рыбы. Ведущий эксперт отдела экологического просвещения ГБУ РК “Центр по ООПТ” Елена Фролова делилась с ребятами знаниями о сети особо охраняемых природных территорий Республики Коми, а также об ООПТ Удорского района, знакомила школьников с программой дополнительного образования учащихся «Заповедная школа» и провела творческие занятия. Сотрудник «Серебряной тайги» Анна Шуктомова беседовала с ребятами об основных принципах экологичного образа жизни, о практике раздельного сбора мусора. Дети, каждый для себя, определили, что из полученных знаний они смогут применить уже сегодня. Кроме этого, были организованы просмотр фильмов на экологическую тематику, игра «Экологический след», где участники рассчитывали свое личное воздействие на экологическое состояние Земли. Педагог дополнительного образования Дома детского творчества Дина Ивановна Чупрова осветила тему рекреационного использования речных ресурсов на примере тура «Ожерелье Удоры» и провела мастер-классы по изготовлению сувениров из бересты.
После полдника часть ребят вместе с Надеждой Степановной Морозовой, заведующей отделом по туристско-краеведческой работе Дома детского творчества, готовили «Вечерний репортаж», который заключался в интервьюировании старожилов села Большая Пысса. Позже, на ежевечернем «огоньке», юные журналисты делились с ребятами результатами своих исследований, полученными из уст местного жителя знаниями. Все остальные были заняты практическими заданиями или участвовали в мероприятиях, организованных сельской библиотекой.
Каждый день после ужина участники школы собирались на «огонёк», где они делились впечатлениями от прошедшего дня и благодарили друг друга за заботу, которую оказывал каждый участник школы – дежурные по столовой, ответственные за уборку, за баню, за вечерний досуг.
Хочется отметить дружелюбное отношение местных жителей, которые очень отзывчиво реагировали на просьбы. Так, например, в один из дней преподавателям удалось договориться с работниками МЧС, чтобы они подробнее рассказали участникам школы о своей работе и показали оборудование, которым они пользуются в своей работе. Ребята примерили на себя форму спасателей, посидели за рулём пожарной машины и даже попробовали тушить учебный «пожар» при помощи пожарного шланга. Ребята познакомились также с деятельностью местного лесничества, а лесничий показал оборудование, которое он использует в своей работе. Алексей, один из участников школы, после экскурсии высказал желание работать в лесничестве.
Приятно отметить сложившийся за дни, проведённые в летней школе, командный дух. Это наглядно показала игра «Фотоохота», где дети разделились на 3 группы, каждая из которых получила списки из 50 наименований объектов для фотоохоты, среди которых были ястребинка, козёл, новогодний атрибут, лодка, колокол, живой комар, сапоги, кроссовки и тапочки в одном кадре, групповое фото с местным жителем, башня, велосипед на фоне клуба, пирит, паром, знак FSC, ООПТ, пример экологичного образа жизни, окопы, собака на фоне МЧС, деревянная машина и многое другое. Юные фотокорреспонденты должны были в течение полутора часов сфотографировать как можно больше объектов из этого списка, а на вечернем «огоньке» все дружно смеялись над забавными фотографиями, которые были сделаны во время этой командной игры.
В качестве итогового задания участникам школы была предложена организационно-деятельностная игра «Знаток» на тему «Я и устойчивое использование речных ресурсов». В рамках этого творческого задания ребята должны были предложить свои примеры устойчивого использования речных ресурсов и сделать инсценировку, отражающую эту тематику. Все преподаватели отметили, что обучающиеся очень хорошо справились с заданием, хотя у взрослых к каждой работе всё же нашлись свои дополнения, что говорит лишь о том, что данная тема очень актуальна и требует более детального обсуждения и закрепления.
Организаторами Летней ихтиологической школы уже обсуждаются планы на следующий год. Например, идёт поиск новых форм занятий. По опыту нынешнего сезона стало очевидно, что необходимо больше внимания и времени уделять живому общению: в ходе презентаций у ребят возникает множество вопросов, и это нужно поощрять и не оставлять без внимания ни один вопрос. Многие дети пока совсем не задумываются об экологичном поведении в своей повседневной жизни, о конечности природных ресурсов. И надо постараться исправить эти пробелы, пока они не стали взрослыми.
Фото Анны Шуктомовой
Елены Фроловой
Надежды Морозовой