Школьникам – о мезенской царь-рыбе
В средней школе села Глотово состоялось подведение итогов районного конкурса на лучшую методическую разработку урока или внеклассного мероприятия на тему «Царь-рыба мезенская сёмга». Конкурс проводился Фондом «Серебряная тайга» совместно с Управлением образования МР «Удорский» в рамках проекта «Модельная река Мезень».
Объявленный уже в конце прошлого учебного года конкурс был направлен на привлечение внимания школьных учителей, а через них школьников и молодёжи к ценностям и проблемам реки Мезень. По мнению организаторов, обращение к изучению особенностей и состояния такого «флагового» вида мезенской ихтиофауны, как атлантический лосось (сёмга), будет способствовать углублению знаний учащихся и о рыбных ресурсах бассейна реки Мезень в целом, и о традициях уважительного и ответственного отношения к реке и её ресурсам, играющим огромную роль в жизни людей. Важно было также обратить внимание школьников на современное состояние и причины деградации вида, условия и возможные пути его восстановления.
В конкурсе приняли участие тринадцать педагогов из четырёх школ района, представившие свои методические разработки – конспекты уроков и внеклассных мероприятий с приложениями – раздаточным материалом, плакатами, презентациями и т.д.
Лучшее внеклассное мероприятие на тему «Царь-рыба мезенская сёмга» подготовил и представил коллектив учителей и учащихся средней школы села Глотово (директор школы Анна Александровна Кряжевская, заместитель директора по воспитательной работе Анна Александровна Политова). Приехавшие на итоговое мероприятие конкурса в Глотовскую школу учителя из других сёл района с удовольствием познакомились с результатами коллективного творческого труда педагогов и учащихся этой школы. Тут были налицо и творческий подход авторов к раскрытию темы, и интерактивные методы – с вовлечением участников разных возрастов в дискуссию и практическую деятельность, и обращение к местному материалу, и наличие межпредметных связей.
На мероприятии не было скучно никому, и каждому была дана возможность продемонстрировать свой вклад в раскрытие темы. Малыши презентовали нарисованные ими макеты значков «Юный ихтиолог», ребята из 5-6 классов замечательно инсценировали ими же сочиненную «Легенду о последней сёмге», 11 класс подготовил содержательную и наглядную презентацию о «царице мезенских просторов». Все вместе с азартом отгадывали приготовленные учащимися 7 – 8 классов загадки, кроссворды и ребусы по теме вечера. Десятиклассники разработали и подарили всем участникам встречи буклеты по охране семги, а девятый класс оформил к мероприятию огромный информационный стенд о сёмге, заранее выставленный в фойе школы, и подготовил викторину. Именно это – участие всего коллектива школы в совместном творческом деле – и стало определяющим при подведении итогов конкурса.
Второе место жюри конкурса присудило учителю коми языка из посёлка Чим Янине Юрьевне Лагушкиной за разработку игры-путешествия «Царь-рыба мезенская семга». Несомненным плюсом этой работы стало широкое привлечение местного материала, в том числе воспоминаний старожилов-удорчан, легенд о царской рыбе, песен об Удоре и Мезени.
Учителям биологии и географии из Усогорской и Важгортской средних школ – Екатерине Николаевне Покровской и Ирине Анатольевне Клищ – вручены дипломы за призовое третье место в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие».
Диплом за 2 место получила и автор единственной, к сожалению, методической разработки, представленной в номинации «Лучший урок», – учитель русского языка и литературы из посёлка Чим Ольга Александровна Целя. Молодая учительница сумела через урок русского языка, посвященный причастному обороту, не только дать семиклассникам интересную информацию о сёмге, но и вызвать ребят на разговор, подвигнуть их к творческому осмыслению проблемы.
На итоговой встрече в Глотово участницы конкурса презентовали свои разработки и поделились опытом их практической реализации. Победителям конкурса вручены дипломы и ценные призы, а всем участникам – благодарности.
Валентина Семяшкина