Вниз по Мезени: незаконный лов сёмги ведётся повсеместно
Состоявшаяся в конце июля – начале августа в рамках проекта «Модельная река Мезень» экспедиция в низовья Мезени показала, что политика запретов, превалирующая в российском законодательстве в области рыбоохраны и рыбной ловли, на практике не работает.
Экспедиция, в составе которой были два сотрудника Фонда «Серебряная тайга», а также специалисты ФГУ «Комирыбвод» и представитель местных жителей Удорского района, прошла вниз по Мезени более 450 км – от села Большая Пысса до города Мезени и далее – с выходом в Мезенскую губу Белого моря. Уже в конце путешествия, перед выходом в губу, к группе присоединился специалист ФГУ «Севрыбвод» из города Мезени.
Перед группой стояло несколько задач. Первая и основная – познакомиться с проблемами нижней части Мезени, связанными с состоянием рыбных ресурсов и управлением этими ресурсами. Кроме того, важно было посмотреть, что изменилось в сравнении с прошлым летом на уже обследованных участках – от Пыссы до Сулы, какова социально-экономическая ситуация в деревнях вдоль Мезени и насколько значимы для жизнеобеспечения местных жителей ресурсы реки.
Основной вывод, который можно сделать по результатам экспедиции: повсеместно от Удорского села Большая Пысса и до устья Мезени и самой Мезенской губы в Архангельской области ведётся незаконный лов сёмги.
По словам Юрия Паутова, заместителя директора Фонда «Серебряная тайга» и руководителя экспедиции, свидетельства этому можно было встретить в любом месте. На всём протяжении реки стоят загородки (по-коми их называют «сай»). На прямых и глубоких её участках видны следы провода плавных сетей. Как минимум шесть раз участники экспедиции видели процесс лова сёмги плавными сетями в дневное время, у всех на виду.
– Ощущение такое, что рыбаки в Архангельской области считают это совершенно обыденным явлением, никто никого не боится, – говорит Юрий Анатольевич. – На некоторых участках мы наблюдали по две – три плавных сети одновременно. Особенно явно это было видно выше райцентра – села Лешуконское перед впадением в Мезень р. Вышка. Сёмгу ловят местные жители, часто с кем-то из приехавших родственников, друзей, знакомых. В большинстве случаев, как утверждают встретившиеся рыбаки, для личного потребления, а также для подарков, угощения. Яркое свидетельство такой открытости незаконного лова мы наблюдали, например, в районе деревни Палуга (Юромское сельское поселение Лешуконского района) 28 июля. На высоком берегу Мезени народ праздновал День деревни, и в это же время на реке две лодки плавными сетями ловили рыбу. Не исключаю, что для праздничного стола. Законодательные запреты не работают. Это очевидно.
В Мезенском районе – ниже села Дорогорское, а также уже в устье Мезени – ниже посёлка Каменка – отведены два рыбопромысловых участка, любительский лов на которых организует арендатор этих участков – «Севрыбвод». На первом участке официально разрешено ловить сёмгу по лицензиям плавными сетями на участке реки длиной около 3 км. Дневная лицензия стоит 450 руб., суточная – 680 руб.
– В месте, где начинался этот рыбопромысловый участок, мы наблюдали такую картину, – рассказывают участники экспедиции. – На берегу стоят одновременно 8 машин – «Нивы», «Волги», иномарки. Плюс столько же лодок в очереди на сплав. Разница между «сплавами» – 20 минут. То есть каждые 20 минут отходит от берега лодка с 2-мя рыбаками, которые выметывают 250 – 400 метровую плавную сеть и сплавляются вниз на 2 – 3 километра. Возвратившись, вновь встаёт в очередь на сплав. И так круглые сутки. Назвать любительской рыбалкой это очень сложно. Это промысел. За соблюдением правил никто не следит. Обеспечить контроль и надзор сложно: в отделении «Севрыбвода», обслуживающем два примезенских района, работают всего три человека. Также и в отделении Рыбнадзора г. Мезени.
Ниже по реке расположены участки, где ранее шёл разрешённый промысловый лов сёмги. Сейчас здесь лов плавными сетями запрещён, но это никого не смущает. На всех удобных для использования таких сетей местах участники экспедиции встречали людей, открыто занимающихся выловом сёмги. Причём тут же можно было и купить у них ценную рыбу – по 450 рублей за килограмм. По признанию рыбаков, нынче дела у них идут лучше в сравнении с прошлым годом: вода в реке большая, и сёмги зашло немало.
В самых низовьях до г. Мезени, на левом высоком её берегу, через каждые 50 – 100 метров стоят избы рыбаков, оборудованные электрогенераторами и больше напоминающие дачи: на участке в полтора километра насчитали 22 такие избы-дачи, к каждой из которых на обрывистый берег ведёт почти вертикальная лестница высотой 30 – 40 метров. Судя по всему – люди здесь одновременно и отдыхают, и занимаются рыбным промыслом.
В устье Мезени рыбалка ведётся уже другим способом. Здесь высокая приливная волна (7 – 8 метров), и главным препятствием для ловли плавными сетями является большое количество мусора, которое переносится волной туда – сюда. Поэтому основной способ лова – ставными сетями. Ими уставлены все удобные места в устье Мезени: через каждые 50 метров стоит сеть длиной 10-15 метров. Сотни сетей. В районе Каменки, например, посчитать их количество просто невозможно. Бывшие деревни в устье Мезени и в Мезенской губе фактически превратились в дачные поселения жителей г. Мезени и пос. Каменка. И основное занятие их обитателей – рыбная ловля.
Как же сами люди оценивают ситуацию? По мнению участников экспедиции, большинство из тех, с кем удалось поговорить, считают такое положение вещей нормальным. Их, конечно, беспокоит, что популяция сёмги сокращается, но рассуждают так: я не поймаю – поймает другой, ведь ловить сёмгу всё равно будут. Усугубляет ситуацию бедственное положение деревни, ведь практически во всех сельских населённых пунктах по Мезени безработица, низкий уровень жизни.
Ловят царь-рыбу и в море, где уже законно занимаются этим рыбопромысловые хозяйства. Ловят сёмгу и в Ненецком округе ставными сетями, устанавливаемыми на пологих песчаных берегах Мезенской губы и Белого моря. Сколько ловят? Куда девают? К сожалению, никакого мониторинга, никакого учёта никто не ведёт. Никакой государственной программы сохранения популяции мезенской сёмги нет, а существующая практика управления рыбными ресурсами слишком малоэффективна.
Собранная в ходе экспедиции фактическая и фотоинформация, подготовленный участниками обзор ситуации будут обнародованы и станут предметом обсуждения Рабочей группой проекта с участием представителей государственных структур.
Юрий Паутов
Валентина Семяшкина