Чёрнышский парк чипсана открыт для каждого
Дар художников сельчане оценят со временем
Значение арт-симпозиума, прошедшего в селе Чёрныш Прилузского района, местные жители пока ещё не вполне осознали. На фоне арт-объектов охотно делают селфи, чтобы выставить новые необычные аватарки на своих аккаунтах, но пока мало кто подолгу задерживается возле арт-объектов, пытаясь «прочесть» заложенный в них авторами смысл. Художники работали в Чёрныше больше недели, но вряд ли местные жители скажут, кто они и откуда приезжали. На чёрнышских арт-объектах нет табличек с именами и фамилиями их создателей, как это принято делать в музеях или в выставочных залах, но скоро они появятся и это позволит воспринимать арт-объекты более осознанно.
Художественным руководителем арт-симпозиума в Чёрныше выступил ярославский художник-монументалист, эмальер Михаил Бекетов. С 2015 года он является руководителем арт-симпозиумов, проведенных под эгидой Ассоциации для охраны природы «Махаон Интернешенел» в Словакии, Казахстане и России. Он владеет множеством самых различных художественных техник, и благодаря этому может мотивировать и объединять художников – участников симпозиумов. В Чёрныше он оставил деревянную скульптуру Медведицы-Сфинкса. Этот многоликий фантасмагорический арт-объект стал завершающей композицией арт-пространства, созданной художниками в Черныше. По замыслу автора Крылатая Медведица должна стать хранительницей села. Дополняют композицию лик женщины, олицетворяющей домашний очаг, и лик охотника-добытчика, которые плывут в ладье в потоке времени.
В соавторстве ещё с одним художником из Ярославля Еленой Евдокимовой он создал также уникальный арт-объект «Окно». Это витражное окно деревенского жителя, которое оберегает Мудрая Сова, покровительница домашнего очага. Елена Евдокимова, художник-эмальер, витражист, член Союза художников России с 1988 года. Работала в международном творческом центре СИТЕ в Париже. Участник многих международных выставок и пленэров. Проводит обучающие мастер-классы с детьми, обучает горячей эмали, паяному витражу.
Инсталляция «Ловец душ» – коллективная работа всех участников арт-симпозиума. В его установке помогали даже чёрнышские дети. В основе инсталляции рыбацкие снасти, куда попадают и рыбы, идущие на нерест, и перелетные птицы, которые одновременно олицетворяют и человеческие души, испытывающие состояние вечного непокоя. При их изготовлении художники использовали старые ненужные вещи, подобранные в заброшенных домах – обветшавшие рыбацкие сети, деревянные счёты, разноцветные бутылки.
Дмитрий Зайцев оставил жителям Чёрныша арт-объекты, выполненные из природного материала –лозы, бересты, борщевика. Все они созданы по мотивам коми народного музыкального инструмента чипсана. Ангел-Хранитель, возвышающийся над всей арт-площадкой, и микрокосмос на сарае – дополняют чипсаны, которые обрамляют крыльцо-сцену Чёрнышского Дома культуры. Дмитрий живет в Минске, член Белорусского Союза мастеров народного творчества с 1996 года, член правления и руководитель секции бересты. В 2003 году организовал творческую мастерскую «ПЕРВОМИР» и музыкальный проект, основная идея которого – демонстрация работ на выставках с музыкальным сопровождением авторов работ. Работы Дмитрия находятся в фондах музея истории и культуры Беларуси и частных коллекциях более 20-ти стран мира.
Виталий Окунь живет в столице Удмуртии – Ижевске. Член Союза художников России, Союза дизайнеров и Международной академии графики, заслуженный деятель искусств Удмуртии. На арт-симпозиуме в Чёрныше расписывал качели «бисерной» росписью пермского звериного стиля. Выбрал зимнюю сине-белую гамму цветов, чтобы отразить специфику Севера. Качели тут же облепили местные жители, причем резвились-веселились на них не только дети, но и взрослые.
Московский мэтр Алексей Шеболдаев, профессор кафедры рисунка и живописи института искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина взялся расписывать стены Чёрнышского Дома культуры в стиле Пита Мондриана. Ему не хватило времени, чтобы довести свой замысел до завершения, и его идея осталась загадкой для местных жителей. Алексей с 2013 года участвует в международных арт-проектах “Machaon International” в качестве арт-координатора или художника. Участвовал в организации двух арт-симпозиумов в Казахстане, ещё двух в России, а в Словакии аж трех.
Наследие, оставленное художниками в Чёрныше, – это дар сельчанам, открывающий доступ в мир искусства каждому мимо проходящему.
Проект реализуется при поддержке Европейского Союза