Гостевой дом – фундамент сельского туризма
«Чернышские чипсанистки» давно задумывались об открытии гостевого дома в селе. Он необходим для размещения гостей фестиваля и для проведения экскурсий по селу. Просятся на постой выходцы из Чёрныша, которые хотели бы побывать на малой родине, но у них не осталось родственников в селе. И вот в этом году в рамках проекта «Северное сияние», координатором которого в Республике Коми является Фонд «Серебряная тайга», руководитель коллектива «Чёрнышские чипсанистки» Екатерина Сердитова получила грант на приобретение гостевого дома. Художники, трудившиеся на арт-симпозиуме в Чёрныше с 30 июля по 7 августа, стали первыми посетителями гостевого дома Екатерины Александровны «Пыр да шойччы» (Заходи да отдохни) и протестировали его на себе. Не все пришлось им по душе, но этот первый опыт позволил чёрнышским активистам извлечь полезные уроки.
Много прикладной информации прозвучало на семинаре-практикуме, который прошел 4 августа в селе Ношуль. Руководитель турцентра «Счастливая жизнь» Инга Усачева порекомендовала начинающим турорганизаторам первым делом определить своего клиента. Сейчас 95% туристов – это женщины, и чаще всего путешествуют они с детьми, поэтому ориентироваться нужно на туры выходного дня для семейного отдыха. Причем, с точки зрения Инги Усачевой, Прилузью стоит обратить внимание на Кировскую область, до границ которой рукой подать. «Близость к Кирову – это огромный плюс для Прилузья», – считает руководитель турцентра «Счастливая жизнь». Главная задача владельцев гостевых домов заключается в том, чтобы турист захотел приехать второй раз. Как подчеркнула спикер, не будет другого шанса создать первое впечатление, и это золотое правило туризма. Между тем, первое впечатление может испортить любая мелочь, например, несвежее полотенце. Большую роль играет и качество сувенирной продукции. Успех тура на треть зависит от того, что увезет с собой турист. И, конечно, турист не захочет приехать на одно и то же место во второй раз, если ничто не зацепит его воображение. На каждой локации должно быть нечто такое, что вызовет удивление у туриста. И последнее, на чем акцентировала внимание Инга Усачева, туризм – это не просто занятие для души, это, прежде всего, предпринимательство, где нужно все просчитывать и подсчитывать в денежном эквиваленте.
Своим опытом гостевого туризма поделились на семинаре-практикуме супруги Андрей и Екатерина Лебедева, владельцы гостевого комплекса «Савапиян» из села Пажга Сыктывдинского района. Они начинали с чистого листа, но, по словам Лебедевых, если есть желание заниматься туризмом, постоянно открываются новые возможности для привлечения дополнительных ресурсов. Лебедевы так же, как и предыдущий спикер, подчеркнули важность мелочей. Так, все впечатление может испортить постельное белье, если оно несвежее или если оно уже превратилось в тряпье. Красивый и уютный дом, горячая баня, вкусная еда – все это может затмить, казалось бы, такая несущественная мелочь.
Исполнительный директор «Machaon International» Светлана Белова рассказала о тенденциях развития туризма в Восточной Европе. Благополучная, на наш взгляд, Европа, обеспокоена теми же проблемами. Родители ищут такие туры, которые способны оторвать детей от гаджетов, окунуть их в аутентичную среду. В Европе спрос на народные кулинарные традиции, – туристы не хотят изысканной еды из ресторанов, они хотят попробовать блюда по бабушкиным рецептам. И как ни странно, именно возврат к народным традициям позволяет повышать самоуважение местных жителей, вовлеченных в туризм.
В Европе в последнее время наметилась мода на самостоятельные путешествия. Туристы ходят по готовым маршрутам, опираясь на карты, на навигационные системы. И нашим турорганизаторам надо быть готовыми обеспечить подобные запросы.
Поддержка и продвижение гостевых домов является приоритетным направлением деятельности Фонда «Серебряная тайга» в рамках проекта «Северное сияние», так что, это далеко не последняя встреча, посвященная развитию сельского туризма.
Проект реализуется при поддержке Европейского Союза