В преддверии Лесного форума в Сыктывкаре
Дискуссия состоялась на площадке Фонда «Серебряная тайга» 27 июня 2019 года в ходе семинара «Развитие лесной сертификации в бореальной зоне». Сообщения по данной теме представили внештатный аудитор международной сертификационной компании SGS Марсело Леви (г. Торонто, Канада), заместитель исполнительного директора по управлению проектами FSC России Михаил Карпачевский (г. Москва, Россия), директор Фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов (г. Сыктывкар, Республика Коми), менеджер по природным ресурсам Mondi Group Денис Попов (г. Вена, Австрия). В семинаре приняли участие представители Минпрома Республики Коми, Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН, Сыктывкарского лесного института, АО «Монди СЛПК», а также общественники и предприниматели.
Марсело Леви рассказал о процессах добровольной лесной сертификации в Канаде и США. Держателями сертификатов по схеме FSC в Канаде и США являются 30% лесозаготовительных и деревообрабатывающих компаний. Почти половина лесных компаний из США выбирает альтернативную FSC национальную американскую схему сертификации SFI. На североамериканском континенте действуют еще две национальные системы – это CSA (18%) и ATFS (3%).
По словам Марсело Леви, система FSC в Канаде и США рассматривается как наиболее жесткая из всех действующих схем сертификации. По стандартам FSC лесозаготовительные компании обязаны согласовывать свои действия с коренным населением и сохранять малонарушенные лесные ландшафты. Причем компании должны не просто взаимодействовать с общинами коренного народа, но и подтверждать результаты переговоров, консультаций письменными договорами, заверенными старейшинами племен. На практике компаниям далеко не всегда удается получать от них согласие на свою производственную деятельность, и поэтому они предпочитают выбирать другие схемы сертификации.
Заместитель исполнительного директора по управлению проектами FSC России Михаил Карпачевский согласился с тем, что схема FSC предъявляет к лесозаготовителям повышенные требования, но при этом она обеспечивает контроль легальности происхождения древесины, более высокий уровень сохранения биологического разнообразия, охрану труда и соблюдение прав работников, учитывает интересы местных жителей и коренных народов, и именно поэтому пользуется наибольшим доверием потребителей на международных рынках.
По словам М.Карпачевского, со ссылкой на данные ООН (UNECE), схема FSC в настоящее время является наиболее быстро развивающейся системой лесной сертификации в мире. В подтверждение этого тезиса он привел целый ряд доводов. По последним данным, по системе FSC сертифицировано почти 200 млн. га лесов в 84 странах. Причем, более чем в 30 странах мира, в том числе, в Австралии, Великобритании, Бразилии, Германии, Китае, Финляндии, Швеции, Японии действуют программы государственных закупок сертифицированных по схеме FSC лесоматериалов и лесной продукции.
Что касается России, почти четверть всей древесины заготавливается в FSC-сертифицированных лесах (50 млн. м3) С учетом контролируемой древесины в сфере влияния FSC находится почти половина всей заготавливаемой в стране древесины. Сертификация по системе FSC гарантирует предприятиям экономическую выгоду, обеспечивая при этом и соблюдение экологических и социальных требований. Так, в границах аренды FSC-сертифицированных лесных участков 0,9 млн. га малонарушенных лесных территорий (МЛТ) сохраняется в добровольном порядке.
Директор Фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов остановился на особенностях FSC и PEFS сертификации в странах Скандинавии и Финляндии. В Швеции природоохранные группы убедили Ассоциацию Лесной Промышленности Швеции в необходимости поддержать схему FSC. В Ассоциацию входят крупные лесные компании, которые владеют и управляют большими лесными территориями. Частные лесовладельцы поддерживают PEFC. В Финляндии лесная промышленность представлена в основном несколькими крупными компаниями, которые получают древесину от многих мелких лесовладельцев. Изначально промышленность и лесовладельцы поддержали национальную финскую программу сертификации FFCS, которая в последующем была аккредитована международной программой сертификации PEFC.
Менеджер по природным ресурсам Mondi Group Денис Попов рассказал о практике применения компанией сертификации FSC и PEFC в различных странах. Выбор Mondi Group оптимальной схемы сертификации в той или иной стране зависит от расчета различных рисков на национальных уровнях. В странах с высокими рисками, где есть пробелы в законодательстве, нет сильного гражданского общества, применяется в основном схема FSC. Так, в число стран с высокими рисками попали Румыния, Болгария и Украина. По словам Д. Попова, признанные международные схемы добровольной лесной сертификации позволяют крупным компаниям, прежде всего, подтвердить легальность своей продукции, социальную и экологическую ответственность предприятий, а также избежать организации самостоятельных, не пользующихся доверием покупателей, проверок законности используемого лесного сырья, а, следовательно, и производимой из него лесобумажной продукции.
Более детально проблемы лесной сертификации будут обсуждаться на предстоящем Лесном форуме в Сыктывкаре на этой неделе.