Как делать деньги из осины
Директор Фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов принял участие в полевом семинаре «Устойчивое лесопользование – диалог Канады и других стран», в ходе которого представители России и других лесных регионов познакомились с опытом ландшафтного планирования лесопользования на равнинных ландшафтах провинции Альберта.
Семинар был проведён в рамках подготовки к Генеральной Ассамблее Лесного Попечительского совета (FSC), которая проходила с 8 по 13 октября в Ванкувере (Канада). Организаторами его выступили FSC Канады и одна из ведущих североамериканских лесопромышленных компаний Alberta-Pacific Forest Industries (Al-Pac), а также Бореальная лесная платформа – независимая дискуссионная площадка, одним из инициаторов создания которой является Фонд «Серебряная тайга».
– С моей точки зрения, семинар был очень полезен и для российских участников, и для представителей других стран, – делится впечатлениями Юрий Паутов. – Мы на практике работы конкретной FSC сертифицированной компании увидели, как можно совмещать прибыльный бизнес с охраной природы и поддержкой местного населения, причём в очень похожих на российские экономических и природных условиях. – Компания Аl-Pac арендует 7,5 млн га лесных земель, две трети из которых являются заболоченными и низкопродуктивными. В этих условиях также нет дорог, в связи с чем 75 процентов древесины заготавливается и вывозится зимой: строить грунтовые дороги на болотах экономически невыгодно. Кроме того, большая часть аренды компании находится в зоне, переходной от бореальных хвойных лесов к прерии, где доминируют лиственные с преобладанием осины. И именно осина является целевой породой, на которую ориентируется предприятие. И это такая же, как в России, гнилая нетоварная осина! И среднее расстояние вывозки – больше 200 км. Тем не менее, предприятие прибыльно, использует современные технологии рубки и дорожного строительства. Основная конечная продукция – целлюлоза и этиловый спирт. Хвойные породы реализуются на рынке лесопиления…
По словам Юрия Паутова, сплошных рубок – в российском понимании – там нет. При планировании лесопользования используется очень детальная лазерная съёмка местности, которая позволяет учесть все особенности ландшафта. Естественный исторический оборот лесных пожаров на этой местности, по данным менеджеров предприятия, составляет 60 – 80 лет. Рубки имитируют естественную пожарную динамику. Понятно, что при пожарах сгорает не всё подряд, а только наиболее дренированные части ландшафта – и рубки планируются и проводятся с учетом этого. Средний размер одной «делянки» может составлять до 2 тыс. га, но вырубаться с нее может всего 20 – 30 процентов этой площади. Специально подготовленные бригады отводчиков, используя данные космосъемки, аэрофотосъёмки, лидарной (лазерной) съёмки, выделяют контур естественного пожара, внутри которого отмечают границы участков сплошной рубки, планируют лесовозные дороги, примыкающие к ним участки рубок, трелёвочные волока и т.д. Это важно, потому что именно на выгоревшем 60 лет назад участке спелый лес примерно одного возраста. Таким образом, они имитируют рубкой пожарное воздействие. Одновременно оставляют биотопы, старые деревья, которые по каким-то причинам не сгорели при последнем пожаре.
Ландшафт в этой местности представлен плоской заболоченной равниной, и даже небольшие понижения в ландшафте заняты переувлажненными местообитаниями (wetlands), которые, с одной стороны, очень важны с биологической и экологической точек зрения, но, с другой стороны, в них неэффективно заниматься заготовкой, и компания учитывает эту особенность и поддерживает гидрологическую сеть территории, устраивая мостовые переходы через мелкие ручьи и ложбины, оставляя водоохранные зоны вдоль ручьев и заболоченных участков.
Почему же при таком подходе к планированию рубок (когда может вырубаться не более 20 – 30 процентов площади, а заготавливается в основном нетоварная осина) лесозаготовка всё же экономически выгодна?
– Преимущество Канады в данном случае в том, что правила природопользования и конкретно – лесопользования определяются не на федеральном уровне, как у нас, а на уровне провинций, – отвечает на этот вопрос Юрий Анатольевич. – Это позволяет учитывать все региональные социально-экономические и ландшафтные особенности. Кроме того, арендную плату получает тоже не федеральный центр, а правительство провинции, соответственно и правила аренды, и правила рубок на данной конкретной территории определяет правительство провинции. У нас же, как известно, правила игры определяют федеральные чиновники, которые практически не представляют ни региональных особенностей, ни особенностей ландшафта конкретной территории… Лесопользователю не остаётся возможностей для манёвра для обоснованного и рационального подхода к проведению рубок, который должен быть в разных случаях разным.
Ещё одной интересной особенностью прошедшего полевого семинара для российских участников стало то, что именно в данной местности (муниципалитет Лак-ла-Бич в 200 км на северо-восток от Эдмонтона, столицы провинции Альберта) основными подрядчиками компании Al-Pac являются русские – представители русской старообрядческой общины, приехавшие в Альберту в 1974 году. До этого члены данной общины (включая предыдущие поколения) практически обогнули половину планеты. Их родина – Приморье. Оттуда предки нынешних староверов бежали от гражданской войны и притеснений большевиков через Китай в Бразилию, потом в США (Штат Орегон), и уже их потомки обосновались в конце концов в Канаде, основав посёлок Березовка в муниципалитете Лак-ла-Бич. В общине – около 300 человек. Несколько членов общины имеют в собственности технику – харвестеры, форвардеры, лесовозные машины, на которых работают вместе со своими родственниками. Члены русской общины доминируют здесь на заготовке, вывозке – на всех операциях. Представители компании очень довольны сотрудничеством с русской общиной – импонирует их исполнительность, честность, предприимчивость. Менеджеры отмечают как отдельный плюс, что русские совсем не употребляют алкоголь. Члены общины, в свою очередь, благодарны руководству компании, которое учитывает традиции и правила русских староверов, даёт возможность отмечать все религиозные праздники, соблюдать посты и т.д.
Проживая на протяжении ста лет вдали от родины, в разных странах, в разном языковом окружении, члены этого сообщества сохранили свой язык, свои обычаи и традиции, свою культуру и свою веру. В поселке, где живут члены общины, в школе преподают наряду с государственными английским и французским русский язык.
– Несмотря на то, что никто из наших собеседников, членов общины, даже не родился в России, все говорили с нами по-русски, – рассказывает Юрий Анатольевич. – И между собой они говорят по-русски. С окружением – по-английски. А среди остальных жителей муниципалитета выделяются тем, что абсолютно все мужчины бородаты, а женщины одеты в сарафаны. Кроме того, семьи русских староверов многодетные…
По мнению Юрия Паутова, всестороннее знакомство с успешной практикой устойчивого лесоуправления в бореальных лесах Канады, полученная в ходе поездки новая информация, дискуссии вокруг увиденного и услышанного помогут российским участникам – представителям компаний-держателей сертификатов FSC, международным членам FSC, представителям экологических НКО, сотрудникам офиса FSC России – в их деятельности по продвижению ответственного управления лесами.