Экскурсия – это не лекция!
Это одно из основных золотых правил, которому следуют профессиональные экскурсоводы. Об этом начинающим экскурсоводам из Прилузского и Усть-Куломского района Республики Коми ещё раз напомнила эксперт Агентства развития сельских инициатив (АРСИ) Виктория Корнева из Калининграда во время видеоконференции 14 сентября 2021 года. Мероприятие прошло в рамках проекта «Северное сияние» как завершающий этап занятий в «Школе экскурсоводов», которая действовала в Коми на протяжении двух лет.
Экскурсия – не лекция, а скорее театрализованное представление. В ней не должно быть долгих предисловий, но должны быть и паузы, и тишина, и при этом каждую секунду туристу должно быть интересно. Кроме этого золотого правила есть еще несколько заповедей, которым должен следовать каждый экскурсовод.
Экскурсия должна иметь, как музыкальное произведение, и свою динамику, и свой определенный ритм. На каждый объект показа рекомендуется выделять примерно по 10 минут, и временные отрезки перехода от одной точки показа до другой также должны быть примерно одинаковыми. Но важно помнить, что при этом экскурсия – это не текст с интервалами, а собранная воедино цельная история.
По прошествии времени в памяти человека стирается даже самая познавательная информация, а остаются эмоции и впечатления. Туриста можно ошеломить массой исторических, этнографических, экологических подробностей, но помнить он будет только то, что его по-настоящему удивило. А это может быть встреча с интересным человеком, посещение необычного архитектурного строения, задушевная история, вкусный обед или даже маленький сувенир на память. Поэтому каждому начинающему экскурсоводу надо понять, чем он может поразить своего гостя. И ещё надо помнить, что делать это придется постоянно: и в третий, и в пятый, и в сто пятьдесят пятый раз! В практике каждого экскурсовода наступает этап внутреннего выгорания – этого еще никто, к сожалению, не избежал, поэтому каждому начинающему экскурсоводу необходимо заключить с самим собой «внутренний контракт», отвечая на вопрос: «Ради чего я готов буду проводить экскурсию в сто пятьдесят пятый раз?» Ради финансовой прибыли, ради приобретения социального капитала или еще ради чего-то? «Надо прямо записать для себя ответ на этот вопрос, и тут не может быть неправильных ответов», – отметила эксперт. По словам Виктории Александровны, начинающим экскурсоводам надо быть готовыми к тому, что прибыль придет не в первый месяц деятельности, и даже не в первый год, а много позже.
Турист приходит к экскурсоводу как в гости к другу, поэтому экскурсовод должен обладать обаянием, внутренней эмпатией, чтобы установить некую эмоциональную связь с каждым участником небольшого путешествия будь то по деревне или по лесной тропинке. При этом самый яркий эпизод экскурсии должен быть в конце, в финале прогулки. Экскурсоводу необходимо учитывать демографические, профессиональные, мировоззренческие особенности участников группы. Ни в коем случае нельзя навязывать аудитории свое субъективное мнение по тому или другому поводу.
И ещё об одной важной составляющей экскурсии напомнила участникам видеоконференции Виктория Александровна. В экскурсии необходимо использовать интерактивные элементы – игровые, анимационные. Необходимо включать в экскурсию конкурсы, мастер-классы. Если предлагается дегустация фермерских товаров, у туристов должна быть возможность что-то купить из предложенного ассортимента. На каких-то объектах желательно иметь сувенирную лавку. При посещении памятника природы, например, можно пригласить участников экскурсии обнять уникальное дерево и получить заряд природной энергии, а в выступление художественного коллектива включать элементы посиделок, вечорки, театрализованного представления. На маршруте должны быть фотозоны с возможностью сделать селфи, облачившись в народный костюм или, скажем, в ростовую куклу.
Особое внимание эксперт уделили разбору типичных ошибок экскурсоводов. К примеру, в экскурсии не должно быть «кандибоберов». Никто толком не знает значения этого слова, но в экскурсии под этим подразумевается петля, узелок в маршруте. У опытного экскурсовода маршрут всегда разматывается как шёлковая лента. Как подчеркнула эксперт, ошибки – это не страшно. Их допускает каждый начинающий, но необходимо стремиться к тому, чтобы по мере наработки практики их становилось всё меньше и меньше.
Проект реализуется при поддержке Европейского Союза