Не ждать погоды у бывшей Ношульской пристани…
…а начать деятельность по созданию турпродуктов прямо нынешним летом. К такому решению пришли участники рабочей встречи (стратегической сессии) в селе Ношуль Прилузского района, которая состоялась на минувшей неделе в рамках проекта «Северное сияние». Координирует проект в Республике Коми Фонд «Серебряная тайга».
Это уже не первая рабочая встреча в селе Ношуль, которая была проведена в ходе реализации проекта «Северное сияние». Предыдущий разговор прошел в конце прошлого года, и основной темой тогда стало обсуждение Стратегии развития села. Тогда глава администрации сельского поселения Ношуль Сергей Елдин заявил, что приоритетом для села станет развитие туризма, поскольку нет других перспектив для преодоления экономической стагнации – в селе нет крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, и ожидать, что они появятся в ближайшем будущем – не приходится. Сергей Николаевич много путешествует по России и по зарубежью, и уже сейчас берет на вооружение все интересные идеи, арт-объекты, которые, что называется, «цепляют» туриста, заставляют путешественников снова и снова посещать полюбившиеся места.
Он считает, что для развития туризма в селе есть множество предпосылок. Не хватает нескольких условий – в Ношуле нет ни одного гостевого дома и ни одной точки общественного питания. Но во время последней стратегической сессии одна из жительниц села, индивидуальный предприниматель Лидия Пашнина заявила о своем намерении обустроить гостевой дом в Ношуле и подать заявку на грантовый конкурс-2021, который проводится в рамках проекта «Северное сияние». Средства гранта намечается направить на ремонт и обустройство пустующего пока старинного деревенского дома. А вот где кормить гостей – жители Ношуля пока так и не придумали, хотя в селе есть своя пекарня. Кстати, владелец пекарни Константин Чипсанов тоже заявился на грантовый конкурс проекта «Северное сияние» с проектом модернизации производства хлебобулочных изделий и планирует в перспективе участвовать в организации туристических маршрутов.
Эксперты Агентства развития сельских инициатив (АРСИ) Иванна Лебедева и Светлана Копылова, которые оказывают консультационную помощь участникам проекта «Северное сияние» в реализации предпринимательских и социальных инициатив, на стратегической сессии провели «мозговой штурм», в ходе которого был проведен анализ существующего потенциала и недостающих ресурсов для того, чтобы начать принимать гостей в селе Ношуль.
Близость реки позволяет организовать туры по рыбалке, сплав на байдарках. Вокруг населенного пункта есть родники, на одном из которых обустроена православная купель. У села богатая история: здесь располагалась Ношульская пристань, построенная вятскими купцами в конце 16 века, сохранилось историческое здание Алексеевского училища, имеются арт-объекты, установленные силами ТОС – въездная металлическая стела с плывущей товарной баркой, с ношульским металлическим флагом и с датой первого письменного упоминания села (1551 год), а также «Баркас Ношульской пристани» на месте бывшего причала с флагштоком, датированным 1625 годом.
Из числа жителей села подготовлены четыре экскурсовода (они были активными слушателями «Школы экскурсоводов», организованной в рамках проекта «Северное сияние»), разработаны турмаршруты «Чистой Ношульки течение» и «Родники православия». В селе есть коллективы художественной самодеятельности и такие прославленные народные мастера, как Галина Смолева, которая уже сейчас проводит мастер-классы по ткачеству и изготавливает сувениры.
Совместными усилиями участники стратегической сессии разработали первый турпродукт территории. В него, в частности, помимо экскурсий, мастер-классов, спортивных и экологических троп, походов по грибы-ягоды, включили фольклорные вечорки, фотосессию в национальных костюмах. Центральным событием мог бы стать праздник Косьпаслун в деревне Лихачевка. Дополнительный бонус – соседство с нацпарком «Койгородский», и о том, как использовать его близость, еще предстоит подумать.
Для дальнейшей работы с турпродуктом нужен местный координатор – турорганизатор локального уровня. Такой человек есть на примете главы поселения Сергея Елдина, которого результаты «мозгового штурма» вдохновили на дальнейшую работу. По его мнению, для того, чтобы получить готовый турпродукт, активу села, сформировавшейся в рамках проекта «Северное сияние» местной инициативной группе (МИГу) необходимо будет собираться не от случая к случаю, а систематически, причем, не в узком кругу, как это было до недавнего времени, а самым широким составом. Нужно искать новые идеи, привлекая молодежь, и не только молодежь, чтобы каждый житель села увидел свое место, свою роль в процессе развития туризма в селе. И только после этого можно будет выходить с готовыми предложениями на республиканских и российских туроператоров.
В завершение рабочей встречи сотрудники Фонда «Серебряная тайга» представили презентацию, демонстрирующую удачные примеры брендинга муниципалитетов, событийных мероприятий в Республике Коми и в других российских регионах, предложили вариант для разработки бренда Ношуля. Дальнейшее продвижение местной продукции немыслимо без узнаваемого логотипа.
Фото Ольги Сажиной, Натальи Шаховой
Проект реализуется при поддержке Европейского Союза