От Мурманска до Алтая
Опытом развития сельского туризма делились в Кенозерском нацпарке…
…на межрегиональном семинаре-стажировке «Развитие местных инициатив, сельского и экотуризма и формирование социального партнерства», который проходил с 18 по 22 сентября 2020 года на базе Кенозерского нацпарка в Архангельской области. Одновременно со стажировкой проходил семинар, на который съехались представители российских регионов от Мурманской области до Алтайского края для знакомства с лучшими практиками и обмена опытом в сфере сельского туризма. Участники этого мероприятия получили колоссальный объем информации, часть которой, наверняка, будет использована и на микротерриториях в Республике Коми. Наш регион представляли сотрудники Фонда «Серебряная тайга», глава администрации СП «Вольдино» Ирина Андриевская, активист Совета молодежи Вольдино Алёна Уляшева, руководитель ТОС из с. Помоздино Нина Карманова (Усть-Куломский район) и руководитель ТОС из с. Ношуль Светлана Есикова (Прилузский район). Поездка была организована в рамках проекта «Северное сияние: женские инициативы по устойчивому развитию сельских территорий».
В Республике Коми немало примеров успешного развития сельского туризма, однако до масштабов развития этой отрасли, например, в Республике Алтай нам ещё далеко. Там хозяева гостевых домов страдают уже не от недостатка туристов, а от переизбытка. По словам эксперта Агентства развития сельских инициатив (АРСИ) по сельскому туризму Светланы Пантюхиной из Республики Алтай, в год на территорию только одного Артыбашского сельского поселения (на его территории расположено уникальное Телецкое озеро и большая часть Алтайского государственного заповедника – объекты всемирного наследия ЮНЕСКО) приезжает больше 80 тысяч туристов. Для сравнения, Кенозерский нацпарк посещает до 17 тысяч туристов в год. Турпоток в нацпарке «Югыд ва» в Республике Коми составляет около 7 тысяч туристов. Почему желанные для нашего края турпотоки для Алтая стали стихийным бедствием? Прежде всего, из-за отсутствия развитой инфраструктуры. В сельских поселениях не справляются с вывозом и утилизацией мусора, с очисткой канализационных систем, несмотря на большие финансовые вложения в развитие туристической отрасли края.
Трудно поверить, но еще в 1997 году, по словам С. Пантюхиной, на весь Алтай было всего 10 гостевых домов, и все они были сконцентрированы в двух районах: Турочакском и Чемальском. Однако в 1999 году насчитывалось уже 35 гостевых домов. Произошло это во многом благодаря объединению и кооперации хозяев гостевых домов. Кроме того, мощную подпитку сельский туризм в Республике Алтай получил благодаря помощи международных организаций, которые финансировали сохранение биоразнообразия, сохранение традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Новый виток развития сельского туризма начался 10 лет назад, когда стали появляться организации, оказывающие поддержку, в частности, консультационную, местным жителям в развитии турбизнеса.
О необходимости обучающих программ для хозяев гостевых домов из числа местного населения говорили в своих вступлениях практически все участники семинара.
В Республике Алтай решили пойти по пути создания модельной площадки в одном из самых необустроенных сельских поселений. «Местные жители на нас смотрели сначала как на артистов цирка. Но мы работали с коллегами, и впоследствии нас воспринимали уже доброжелательно, поскольку мои коллеги – представители малочисленных коренных народов. Для сельчан они свои, местные. Но, тем не менее, до того момента, когда в этом поселении появились гостевые дома, туристические тропы, музейные экспозиции, когда стали проводиться мастер-классы, семинары, а затем и фестивали, например, по войлоковалянию – прошло больше 5 лет. Причем, это был системный процесс, – мы постоянно приезжали к ним, смотрели, курировали, давали гранты, привлекали субсидии. И вот теперь они уже могут жить самостоятельно, без нашей поддержки», – рассказала Светлана Пантюхина.
В Татарстане действует Региональная ассоциация сельского туризма, которая, в первую очередь, определила для себя задачей обучать фермеров, сельчан. «Люди в поселениях создают свои объекты, а что с этим делать, как принимать гостей, откуда брать туристов – не знают. Построили гостевые дома и сидят, выжидают непонятно кого и чего. И мы поняли, что таких людей надо объединять и проводить для них обучающие курсы», – пояснила заместитель председателя Региональной ассоциации сельского туризма Республики Татарстан Зульфия Латипова.
О необходимости обучения – коллективного и индивидуального, особенно на этапе разработки социальных проектов, бизнес-планов, говорила в своем выступлении и Светлана Копылова, руководитель Агентства развития сельских инициатив (АРСИ). По ее мнению, слабость практически всех сподвижников сельского туризма заключается в неумении применять проектный подход при реализации своих инициатив. «Люди так не мыслят! Этому надо учить!» – с горячностью заявила Светлана Копылова.
В Республике Беларусь ставку сделали на молодые кадры. Как рассказала доцент кафедры международного туризма Белорусского государственного университета Валерия Клицунова, практически все новые турпродукты в Беларуси тестируются студентами. Эффективным оказалось подключение молодежи и на этапе продвижения турпродуктов. Сегодня реклама переместилась в соцсети. Отдача распространения информации во всемирной паутине превысила действенность дорогостоящей телевизионной рекламы. По словам Валерии, особенно продуктивно продвижение в Инстаграме. «Но люди не хотят видеть только красивые картинки, им нужны эмоции. Туристов уже не заманишь видами красивых домов и красивой природы, они теперь едут за впечатлениями. Туристическая отрасль на данном этапе – это экономика впечатлений», – резюмировала Валерия Клицунова.
Этому тренду следуют практически во всех регионах и всячески поддерживают событийные мероприятия. Небывалую популярность получили гастрономические туры, гастрономические фестивали. Фестиваль «Арбузно-огуречная долина», фестиваль-ярмарка «Фофоновский огурец» – в Бурятии, гастрономический фестиваль «Капыцікі» («Копыта») в усадьбе Застсянака Скриплева, мастер-классы по выпечке хлеба в усадьбе «Ганка», туристический кластер «Воложинские гостинцы» – в Беларуси, яичный фестиваль «Скорлупкино», фестиваль «Рыбная слобода» – в Татарстане и многие другие. Как заметила Валерия Клицунова, гастрономия в туризме – это беспроигрышный вариант. Однако в каждом регионе, на каждой территории должна предлагаться своя уникальная, локальная кухня. Практически во всех выступлениях на семинаре прозвучало предостережение – не стремиться бездумно наживаться на туристах, готовых платить только за ночлег и питание. Эксперты советовали закладывать в основу бизнеса местные традиции, местную культуру.
Много говорили на семинаре о необходимости объединения операторов сельского туризма в самых разных форматах – туркомплексов, этнокомплексов, ассоциаций, некоммерческих партнерств, кластеров. Нужно не только то, чтобы туроператоры кооперировались между собой, важно, чтобы развивалось партнерство между властью, бизнесом и общественностью, которую теперь называют «третьим сектором». «Люди не общаются между собой! Вообще. Никак. Этому тоже надо учить, но не в теории, а провоцируя на совместные действия!» – настоятельно советовала руководитель АРСИ Светлана Копылова.
Еще один залог успеха заключается в предоставлении мини-грантов сельчанам. По мнению руководителя АРСИ, «гранты – это не только финансовая поддержка, но и повод начать общаться и механизм формирования доверия». Беда сельчан в том, что они не умеют пользоваться существующими программами поддержки на местах. Между тем, как показывает богатый личный опыт Светланы, деньги в регионах есть! Источниками являются различные грантовые фонды, региональные и муниципальные программы по поддержке предпринимательства, средства можно получить и через бизнес-инкубаторы, министерства и ведомства, курирующие развитие сельского хозяйства. Порой, по словам эксперта, представители государственных структур мечутся в поисках тех, кому можно было бы дать деньги, заложенные в целевых бюджетных программах.
Вообще, проектная деятельность, и не только в сфере сельского туризма, начинается с поиска активных, инициативных, креативных людей на местах. А дальше опыт показывает, что нужно действовать примерно по одинаковому алгоритму: обучение → программа малых грантов → экспертная поддержка в осуществлении проектов → кооперация → продвижение.
Представители большинства регионов на семинаре жаловались на отсутствие поддержки со стороны государственных структур. Исключением была Бурятия. В регионе создано Министерство туризма, которое выдает субсидии и гранты как юридическим, так и физическим лицам.
Использованы снимки С. Беловой, Н. Кармановой, В. Семяшкиной, О. Сажиной
Проект реализуется при поддержке Европейского Союза