Что общего между огородом и бывшей лесной делянкой?
Такое неординарное сопоставление применил директор Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» Юрий Паутов во время лекции по теме лесовосстановления и лесоразведения в «Школе юного лесовода», организованной на базе Сыктывкарского лесного института в конце сентября-начале октября текущего года. Кроме того, Юрий Паутов рассказал юным лесоводам об истории лесопользования в России и Республике Коми. Занятие проводилось для воспитанников школьных лесничеств Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Сыктывдинского и Корткеросского районов.
Отработанную лесную делянку же и бабушкин огород объединяет подход к посадкам. «Если купить самые хорошие семена морковки, старательно их посеять, но в последующем не ухаживать за грядкой, то к осени никакого урожая не будет. На огороде будут царствовать сорняки. Также и с искусственным лесовосстановлением. Если после лесозаготовок на делянке посадить сеянцы, но потом не проводить агротехнические уходы, осветление, прочистку, прореживание, то ценность лесопосадок нивелируется. Иными словами, посадки – это только первый этап лесовосстановления, за ним должны последовать, как минимум, еще четыре этапа», – пояснил Юрий Паутов.
Началась же лекция с демонстрации фильма «Зачем выращивать лес, если природа знает лучше» с Лесного форума Гринписа России. После 13 минутного видео Юрий Паутов уже посредством своей презентации попытался донести до ребят, что человек вынужден был начать лесовосстановление по той причине, что хороших, хозяйственно ценных лесов (по составу, по продуктивности, по породам) становилось все меньше и меньше именно в результате рубок.
Большинством горожан, да и сельчан тоже, лесозаготовки сегодня воспринимаются как нечто плохое, негативное, неправильное. Основная масса людей полагает, что вырубки необходимо сокращать, а если уж вырубил, действуй по принципу «срубил дерево, посади два». Этот известный слоган очень далек от реальности. В настоящее время в СМИ очень много внимания уделяется посадкам леса, хотя доля искусственного лесовосстановления в Республике Коми никогда не превышала 5-10%. Все остальное – это естественное лесовосстановление. Прозвучавшая информация вызвала у школьников живой интерес. К примеру, они спрашивали, как и где заготавливают семена для выращивания сеянцев, чем отличаются сеянцы с открытой корневой системой от сеянцев с закрытой корневой системой.
Тема истории лесопользования же оказалась более сложной для восприятия школьников. Между тем, человек всегда пользовался и пользуется лесом в своей хозяйственной деятельности, начиная с того времени, когда он перестал кормиться исключительно за счет собирательства, охоты и рыбалки, и ничего трагичного в этом не усматривалось. До начала 21 века почти треть населения Коми так или иначе была связана с лесной отраслью, да и сегодня лесной комплекс республики остается основой экономики региона. Но количество занятых в лесной отрасли заметно сократилось в связи с кардинальным изменением технологии лесозаготовок. Сегодня один комплекс современных лесозаготовительных машин – харвестер и форвардер заменяет 40 лесозаготовителей, работавших по прежней технологии с бензопилой и трелевочным трактором. Коренным образом изменились и условия труда современных лесозаготовителей.
Сейчас уже мало кто помнит, что до середины 20 века рубки были только выборочными, лес валили с помощью лучковой пилы, а вывозили древесину зимой на лошадках к сплавным рекам, затем весной и летом сплавляли по воде (по Лузе, Сысоле и Вычегде – в Архангельскую область, по Кобре, Летке и их притокам – в Кировскую область). Конечно, и воздействие лесозаготовок того времени на ландшафт было не столь интенсивным. В 50-ые годы прошлого века на смену лучковке пришла бензопила, а на смену лошадке – трелевочный трактор и лесовозная машина: лесозаготовительная отрасль стала развиваться семимильными шагами, а в последние 10-15 лет превратилась в высоко механизированную экономическую отрасль с минимальной долей ручного труда.
Школьников интересовало именно применение современной техники на лесозаготовках. Они задавали вопросы, касающиеся возможностей трудоустройства и перспектив развития лесной отрасли. Для «Школы юного лесовода» это действительно наиболее актуальные вопросы.
Фото предоставлено пресс-службой СЛИ