Что увидели на дне Мезени?
Сезон полевых выездов в этом году, как и в предыдущие, завершился для сотрудников Фонда «Серебряная тайга» экспедицией в верховья реки Мезень (включая её притоки Верхняя и Нижняя Пузла), на Ёлву Мезенскую и Пыссу. Недельный поход, с 29 сентября по 6 октября, был предпринят совместно со специалистами Удорского отдела Коми филиала ФГБУ «Главрыбвод», ГБУ РК «Центр по ООПТ», представителями местной общины «Удорачи» для проведения мониторинга нерестилищ мезенской сёмги в рамках проекта «Модельная река Мезень».
Традиционно мониторинг нерестилищ проводится в первых числах октября, поскольку нерест семги начинается осенью, когда температура воды снижается до 4-6 °С, и продолжается до замерзания рек. В это время тайга обычно уже покрывается первым снегом. Каждая экспедиция для ее участников – это проверка на прочность, и последняя – не исключение. Во время похода выпал и первый снег, и случились встречи с дикими зверями – к примеру, участникам экспедиции впервые довелось наблюдать лесного великана – лося – настолько близко, что можно было рассмотреть его раздувающиеся ноздри. К счастью, хозяин тайги в этом году не потревожил участников полевого выезда.
Успех каждой экспедиции во многом определяется выверенностью предварительных расчетов – точностью маршрута, рассчитанного чуть ли не поминутно, оптимальностью объемов запаса провизии, взятой с собой в поход, полнотой набора снаряжения и… даже спектра возможного форс-мажора. Но не обошлось без «сюрпризов» и на этот раз – неожиданно на последнем этапе экспедиции вышел из строя лодочный мотор одной из групп, и выезд пришлось отложить на несколько дней.
Наблюдения в верховьях Мезени ведутся уже с 2011 года. Основной задачей экспедиции, как и в прошлые годы, был подсчёт количества нерестовых гнезд, а также оценка условий воспроизводства сёмги на этих нерестовых притоках. Участники экспедиции исследовали дно притоков Мезени, в основном на перекатах, подсчитав количество копов и бугров. В ходе последней экспедиции были получены новые данные по учету нерестовых гнёзд сёмги (бугров), сравнение которых с цифрами прошлых лет позволит сделать выводы об изменениях в состоянии популяции ценной промысловой рыбы. Мониторинг состояния и наполняемости нерестилищ – это один из способов оценки динамики популяции. Данные предыдущих лет показали, что запасы лосося в Мезени из года в год катастрофически уменьшаются. Зафиксированные во время завершившегося бугросчета цифры ещё предстоит уточнить и проанализировать, однако в целом, как отмечает руководитель экспедиции, координатор проекта «Модельная река Мезень» Николай Шилов, за минувший год ситуация сильно не изменилась.
– На Елве Мезенской бугров и копов зафиксировали больше, чем на других притоках, но по сравнению с предыдущим годом их количество сократилось. В целом, нерестовых гнезд семги в этом году мы обнаружили меньше, чем в предыдущие, – подытожил Николай Шилов.
Кроме подсчета гнезд в ходе экспедиции производился отбор проб дрифта на Елве Мезенской для оценки условий воспроизводства сёмги. Все полученные данные будут включены в обоснование целевой межрегиональной программы сохранения и воспроизводства семги в бассейне реки Мезень на территории Коми и Архангельской области, которая разрабатывается в рамках проекта «Модельная река Мезень» по инициативе сотрудников Фонда «Серебряная тайга».
***
Коп – это яма, которую вырывает семга, чтобы отложить в нее икру. Сделав одну или несколько кладок в яму, семга прикрывает их кучей гальки. Это называется бугром. Иногда из-за каких-то причин она оставляет сделанную яму и переходит на другое место. Такие «пробные копы» также интересны для мониторинга.
Под дрифтом речного бентоса (основного компонента рациона молоди семги) понимают перемещение донных беспозвоночных в речном потоке вниз по течению.
Фото Николая Шилова