Школьников из эколагеря «Морошка» заинтересовали «секреты» ихтиологии
В летней ихтиологической школе, ежегодно организуемой Фондом «Серебряная тайга» в рамках проекта «Модельная река Мезень», на этот раз получали знания и навыки школьники Усть-Куломского района – участники известного в республике оздоровительного экологического лагеря «Морошка», очередная смена которого недавно завершилась в селе Усть-Нем.
Уроки ихтиологической школы под руководством координатора проекта «Модельная река Мезень», эколога Николая Шилова прошли все ребята, отдыхавшие в этом году в «Морошке». За пять дней работы школы (в программе эколагеря она значилась как образовательная площадка «Я – исследователь») подростки успели и теоретические занятия пройти, и ощутить вкус практической исследовательской работы. На занятиях изучали основы гидробиологии, рассматривали вопросы общей ихтиологии, а также особенности отдельных видов, обращая внимание прежде всего на местные рыбные сообщества. Особенно же привлекали слушателей практические занятия в полевых условиях – на реке. Школьники ходили на рыбалку – добывали сами материал для исследований, определяли виды и возраст рыб, изучали их морфологию и физиологию, оценивали качество воды с помощью экспресс-тестов.
При этом каждый отряд реализовывал свой исследовательский проект. Одни «размещали» на карте Усть-Куломского района виды рыб, предварительно опросив своих родителей, дедушек, знакомых рыбаков о местах, где наиболее часто встречается тот или иной вид местной ихтиофауны. Кстати, ребята определили таким образом, что из 30 видов, обитающих в водах Вычегды, 26 встречаются в реках Усть-Куломского района – практически вся вычегодская ихтиофауна. Кроме того, школьники в процессе реализации своего исследовательского проекта сделали выводы о том, какие виды относятся к промысловым, а какие требуют защиты и охраны. Результатом этой работы стал оформленный самими ребятами баннер, который они разместили в самом посещаемом месте села – у магазина.
Ещё одна группа ребят занималась оценкой качества воды в Вычегде в районе Усть-Нема (в курье недалеко от школы) методом биоиндикации.
Третья группа школьников выполняла химический анализ проб воды, взятой из разных источников – из колодца, водопровода, родника поблизости от села, из реки, а также бутилированной воды. С помощью нескольких простых тестов ребята оценили качество воды по семи гидрохимическим параметрам и сделали соответствующие выводы, в том числе убедились, что вода в роднике, из которого её берут многие жители села, действительно высокого качества, а в реке и в колодце она, увы, похуже.
– Конечно же, в процессе занятий и нашего пятидневного общения я говорил с ребятами о многом, в том числе о принципах устойчивого рыболовства, о том, что от местных жителей и от отношения их к реке и её ресурсам очень многое зависит…, – рассказывает Николай Шилов. – Школьники живо интересовались всем, о чем мы говорили, что обсуждали…Задавали много вопросов, вспоминали случаи из практики, разные истории из рассказов своих отцов и дедов… Совершенно очевидно, что молодому поколению сельчан небезразлично то, что происходит с рекой и рыбными ресурсами. Это радует. Хочу отметить также, что администрация лагеря «Морошка» создала все условия для нашей работы – предоставила кабинет для занятий, проектор и другое необходимое оборудование…Видно, что лагерь подготовлен хорошо, а организаторы и сотрудники его – профессионалы своего дела.
***
Фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» проводит летнюю ихтиологическую школу уже пятый год подряд – в рамках проекта «Модельная река Мезень». В первые годы она организовывалась для школьников Удоры и базировалась в селах и деревнях района – в Кривушево на Ирве, в Большой Пыссе на Мезени, в Важгорте на Вашке. Летом прошлого года азы гидробиологии изучали юные жители соседнего с Удорским Лешуконского района Архангельской области – школьники деревни Вожгора, также расположенной на Мезени. В этом году было решено вовлечь в занятия по ихтиологии подростков с верховьев Вычегды – так появилась и была успешно реализована идея ихтиологической образовательной исследовательской площадки на базе республиканского эколагеря «Морошка».
Фото Николая Шилова и из группы эколагеря «Морошка» в ВКонтакте.