Школьники из села Вожгора Архангельской области изучили азы гидробиологии
Фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» организует ихтиологические школы уже четвертый год подряд. Если в предыдущие годы слушателями были удорские школьники и учащиеся сыктывкарских учебных заведений, то в этом году смена была организована в соседней Архангельской области, в селе Вожгора в рамках проекта «Модельная река Мезень». (Мезень протекает по территории двух регионов – Республики Коми и Архангельской области, соответственно и проект носит межрегиональный характер).
В Архангельской области, как и в Республике Коми, специалистов-гидробиологов наперечет. Поэтому идею координатора проекта «Модельная река Мезень» Николая Шилова организовать ихтиологическую школу для местной детворы директор Вожгорской средней общеобразовательной школы Наталья Посмашная приняла с большим воодушевлением. Администрация учебного заведения создала организаторам ихтиологической школы из Коми все необходимые условия – сформировала группы, предоставила классы для занятий, мультимедийное и лабораторное оборудование, обеспечила детей горячим питанием.
С 5 по 9 июня ребята из Вожгоры и других близлежащих населенных пунктов знакомились с ихтиофауной Мезени. Изучали основы гидробиологии, а также происхождение, эволюцию, анатомию, морфологию, физиологию ныне обитающих в Мезени видов. Лекции чередовались с практическими занятиями, которые преимущественно проводились в полевых условиях. Дети, призвав на помощь некоторых родителей, вылавливали рыбу, чтобы затем препарировать ее и определить к какому виду относится тот или иной экземпляр.
«Дети на удивление быстро осваивают методику исследований. Уже на втором практическом занятии они действовали самостоятельно, безошибочно воспроизводя необходимый алгоритм действий. На лету схватывали, казалось бы, такую сложную тему, как топография органов. Порадовало то, что по окончании смены каждый десятый высказался за то, чтобы выбрать в будущем профессию ихтиолога. Все слушатели в завершение программы получили флешки со специальной информацией, которая поможет им в дальнейшем углублять знания в сфере гидробиологии», – отмечает координатор проекта «Модельная река Мезень» Николай Шилов.
Но самое примечательное, по его мнению, что школьникам небезразлично современное состояние ценных популяций рыб, таких, как, например, семга. Ребята интересовались данной темой, задавали много вопросов. В ходе исследований выявились различия в видовом составе рыб, обитающих в реке на территории Республики Коми и Архангельской области. Так, в Архангельской области чаще встречается горбуша, которая заходит в реку с моря, сравнительно больше там и речной камбалы. А с верхнего течения реки, с территории Республики Коми, беспрепятственно наведывается, например, усатый голец.
Но занятия проводились не только по гидробиологии. Живой интерес школьников вызвала история развития рыболовного промысла на Мезени, начиная с царских указов 18 века и завершая современным состоянием. С большим вниманием дети прослушали лекцию о рыбоводстве, об искусственном зарыблении, его минусах и преимуществах.
По просьбе преподавателей Вожгорской средней общеобразовательной школы Николай Шилов провел большую публичную лекцию, посвященную ихтиофауне Мезени, на которой присутствовало более 70 человек, включая взрослых и детей.