Не отличают утку от селезня
Разговор о ведении охотничьего хозяйства, состоявшийся в Сыктывкаре в рамках Лесного диалога «Устойчивое использование охотничьих, пищевых и рекреационных ресурсов леса как экономическая составляющая сельской территории» 23-24 апреля 2018 года, выявил целый ряд системных изменений, произошедших в этой отрасли за последние годы.
Еще до начала 90-х годов прошлого века охотничьи хозяйства – кооперативы, коопзверосовхозы – обеспечивали производство 2 процентов внутреннего валового продукта страны. Сейчас, как заявил председатель правления Коми республиканского общества охотников и рыболовов Степан Сидоров, ведение охотничьего хозяйства перестало быть самостоятельной экономической отраслью. Упущенная экономическая выгода – еще полбеды, сокращение промысловой охоты ведет к вырождению профессии охотника – промысловика. С принятием Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году было отменено обязательное обучение с экзаменационным испытанием по охотничьему минимуму при получении охотничьего билета. В результате, многие современные горе-охотники, по его словам, не способны отличить утку от селезня. С.Сидоров считает, что низкий уровень охотничьей этики, знаний и правовой культуры охотников и приводит, в основном, в настоящее время к нарушениям правил охоты.
В разрушении системы промысловой охоты видит причины негативных явлений и первый заместитель руководителя администрации Усть-Куломского района Елена Стяжкина. По ее словам, охота сейчас для большинства сельчан – это скорее хобби и своеобразный вид отдыха, а охотников-промысловиков, получающих основной доход для обеспечения семьи за счет сбыта пушинины, практически не осталось. Заниматься охотой стало невыгодно, во-первых, добыча зверя – это сезонное занятие и не может обеспечить стабильного дохода, во-вторых, охота связана с большими трудозатратами, поскольку для добычи зверя необходимо обходить огромные территории, при этом спрос на пушнину весьма низкий, а закупочные цены по сравнению с прошлыми годами сильно упали.
Развал отрасли, как считает С. Сидоров, происходит из-за нестабильности федерального законодательства, регулирующего вопросы в этой сфере. По его словам, в нормативно-правовую базу постоянно вносятся изменения, и начиная с 2010 года не было ни одного сезона, чтобы что-то не поменялось в правилах охоты, а это, мягко говоря, не способствует развитию отрасли. Выправить ситуацию, с его точки зрения, удастся, если появится возможность внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу на региональном уровне.
По существующему законодательству, как говорили многие участники конференции, лучшие охотугодья передаются в аренду коммерческим охотобществам, и доступ на эти территории имеют только привилегированные члены этих охотобществ и состоятельные охотники-любители, а местные охотсообщества и сборщики – заготовители дикоросов пользуются дарами леса по остаточному принципу. В результате разгораются конфликты между охотпользователями и местными жителями. Одновременно с этим Коми республиканское общество охотников и рыболовов, старейшее в республике охотобщество, занимавшееся организацией любительской охоты на закрепленных за ним наиболее доступных и посещаемых территориях охотничьих угодий, теперь оказалось в критическом положении из-за неурегулированных арендных отношений на этих территориях.
На общедоступных охот-территориях охраной угодий от браконьерства заниматься практически некому, так как численность штата государственных охотоведов и охотинспекторов неуклонно снижается. И это неудивительно, ведь средняя зарплата работника охотничьего хозяйства составляет сегодня 11 тысяч 172 рубля, а их обеспеченность соответствующими техническими и специальными средствами оставляет желать лучшего. Техническая оснащенность браконьеров и нарушителей, напротив, только возрастает. Как следствие, потери от браконьерства в 2 раза превышают доходы от реализации путевок охотникам и от аренды охотугодий.
Больше всех сегодня ущемляются права сельских охотников.
«Сейчас охотники из числа сельских жителей предоставлены сами себе. Они по традиции дедов и прадедов продолжают строить избушки, ловить соболей, куниц, выдр, стрелять лосей, медведей, но на региональном уровне нет рынка пушнины, нет даже перекупщиков. Полулегальным способом пушнина доставляется на аукционы в Кировскую область. И такая ситуация складывается не только в Республике Коми», – считает директор Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» Юрий Паутов.
На эту тему была представлена на конференции презентация председателя общины коренного народа «Удорачи» Альберта Логинова, которую озвучил Ю. Паутов – сам Альберт Васильевич из-за распутицы не смог приехать на форум.
По мнению А.Логинова, территории традиционного лесопользования (охотугодья, путики, охотничьи избушки) де-факто существуют в Республике Коми и имеют существенное значение для жизнеобеспечения местного населения, но эти территории не имеют никакой законодательной защиты и в любой момент могут быть отторгнуты под промышленное освоение. Дело в том, что в Республике Коми нет нормативной базы по территориям традиционного природопользования.
Вариантом придания официального защитного статуса фактически существующим территориям традиционного природопользования могло бы быть создание нового вида ООПТ республиканского или местного значения. Федеральный закон об ООПТ допускает такую возможность (ст.2,часть 2 ФЗ об ООПТ), но эти попытки вступают в противоречие с земельным законодательством.
Для сохранения традиционного природопользования можно было бы использовать механизм ТОС – территориального общественного самоуправления, но полной защиты промысловых охотугодий сельских охотников этот механизм также не гарантирует. Пока единственный реальный путь сегодня – сохранение родовых угодий на арендных территориях лесозаготовительных компаний, сертифицированных по международному стандарту Лесного Попечительского Совета – FSC.
Минприроды Республики Коми ищет способы узаконить права сельчан на охотничьи территории, и в частности, на охотничьи избушки. Сейчас, как отметил начальник отдела государственного лесного реестра и организации использования лесов Управления лесного хозяйства Минприроды РК Павел Азаренков, охотничьи лесные избушки признаются незаконными сооружениями, поскольку юридически никак не оформлены. Между тем, только на территории сельского поселения Большая Пысса в Удорском районе насчитывается более 80 охотничьих избушек (в среднем по 2,5 избушки на одного охотника).
Местные жители готовы стать собственниками, однако, механизм закрепления сооружений за владельцами и передачи земельных участков в аренду остается сложным и занимает минимум полгода. Заключение договора аренды и соглашения осуществляется только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Другого механизма, позволяющего узаконить владение лесными избушками простым гражданам, Лесным кодексом РФ не предусмотрено. Поэтому специалистами Минприроды Республики Коми был разработан законопроект, который намечается направить в адрес Госсовета РК, чтобы депутаты высшего законодательного органа республики в свою очередь могли выйти с законодательной инициативой в Госдуму России о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, которые позволят жителям республики владеть охотничьими избушками на законных основаниях. По мнению П. Азаренкова, регионам необходимо дать полномочия предоставлять гражданам право аренды земельных участков для собственных нужд с целью осуществления охоты либо для сбора грибов и ягод без проведения аукционов. Во-вторых, регионам необходимо дать возможность определять предельную площадь, которую гражданин может взять в аренду. Это существенно упростит процесс документального оформления лесных построек, используемых для собственных нужд. От этого выиграют и граждане, и государство.
Резюмируя обсуждение проблем охотничьего хозяйства, директор Фонда «Серебряная тайга» Ю.Паутов предложил в процесс выделения и сохранения охотничьих избушек и путиков, в которое сейчас вовлечены местные жители и FSC-сертифицированные арендаторы лесных участков, включить также и государственные органы, а именно, лесничества. «При формировании участков лесфонда для передачи в аренду лесозаготовителю лесничества могут не передавать особо важные для населения участки. Держателями информации о важных для населения местах, в большей степени, является именно лесничества», – подчеркнул Ю.Паутов.