Совместимы ли стандарты FSC с нормативами ИЛХ?
Фондом содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» подготовлена Аналитическая записка по оценке соответствия экологических ограничений проекта нового национального FSC-стандарта и нормативов интенсивного лесного хозяйства (ИЛХ) по Двинско-Вычегодскому таежному лесному району.
«Еще с советских времен повелось, что таежные леса осваивались в подавляющем большинстве по экстенсивной модели лесопользования, суть которой сводилась к ускоренному использованию сырьевых баз лесозаготовительных предприятий и переходу на новые нетронутые участки. По большому счету никаких мероприятий по восстановлению освоенных площадей и уходу за молодняками не проводилось, а пройденные рубками массивы зарастали естественным образом. Следствием этого стало то, что нетронутых, не рубленых массивов таежных хвойных лесов становилось все меньше и меньше, и они все дальше и дальше удалялись от центров лесопереработки. Одновременно на вырубленных площадях вырастали малоценные вторичные древостои, которые не представляли особого интереса для лесозаготовителей, ведь большая часть из них была представлена лиственными или лиственно-хвойными породами, рыночная стоимость которых весьма невысока», – так характеризует сложившуюся в последние годы ситуацию в лесной отрасли таежной России директор Фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов.
По его мнению, для многих предприятий таежной зоны, особенно в европейской части России, в начале 2000-х годов стала реальна перспектива истощения доступных лесных ресурсов, причем это не дальняя перспектива, а буквально ближайших 10-20 лет.
Выходом из данной ситуации большинству экспертов видится переход от экстенсивной модели лесного хозяйства к интенсивной. За это ратуют в том числе и представители природоохранного сообщества, которые выступают за сбережение последних малонарушенных лесов, как наиболее экологически ценных и уникальных в плане сохранения биоразнообразия лесных ландшафтов.
Интенсивная модель лесохозяйствования предполагает целенаправленное выращивание нужных сортиментов необходимого качества на уже освоенных лесных территориях вблизи от центров переработки с развитой сетью дорог и наличием достаточного количества рабочей силы. Одна из важнейших составляющих этой схемы – минимизация затрат на транспортировку заготовленной древесины. Увеличение «урожая» древесины по интенсивной модели лесного хозяйства происходит за счет проведения регулярного ухода за подрастающими молодняками с удалением нежелательных пород для обеспечения оптимальной густоты и максимального прироста деревьев целевых пород, а также за счет «коммерческих» рубок ухода в средневозрастных насаждениях. Благодаря этому можно достичь практически двукратного увеличения объема заготовки ценной древесины с единицы площади по сравнению с традиционным «экстенсивным» лесопользованием.
Разговор о необходимости интенсификации лесного хозяйства ведется уже на протяжении последних 10-15 лет, но только в 2016-2017 годах были подготовлены новые нормативы для внедрения интенсивной модели, причем пока не для всей России, а лишь для отдельных лесорастительных районов, в том числе для Двинско-Вычегодского таежного лесного района, в котором расположены арендные территории таких крупных компаний, как «Илим» и «Монди», заявивших о необходимости внедрения ИЛХ.
Одновременно с этим в 2016 году начал разрабатываться новый национальный FSC-стандарт лесоуправления, который планируется утвердить в 2018 году, и все сертифицированные предприятия должны будут соответствовать новым требованиям этого стандарта.
При этом разработка нормативов ИЛХ и подготовка нового FSC-стандарта лесоуправления велись разными группами экспертов, что могло привести к ситуации, когда требования FSC-сертификации вступали бы в противоречие с нормативами интенсивного лесного хозяйства.
«Еще несколько лет назад предпринимались попытки сопоставить требования сертификации и нормативы ИЛХ, но была высока вероятность того, что в процессе разработки и утверждения как FSC-стандарта, так и нормативов ИЛХ, работа по их согласованию сойдет на «нет». Поэтому Фондом «Серебряная тайга» именно сейчас был инициирован сравнительный анализ новых документов лесного планирования и FSC-сертификации, с целью выявления в них возможных взаимных несоответствий, внутренних противоречий и нестыковок», – рассказывает Юрий Паутов.
К середине 2017 года существовало уже несколько проектов и нового FSC–стандарта, и новых нормативов ИЛХ, но не было финальных документов, поэтому завершение анализа постоянно откладывалось. Последний норматив ИЛХ, который называется «Правила ухода за лесами», был утвержден и вышел в свет 22 декабря 2017 года, после этого стало возможным закончить данную работу. При проведении анализа учитывались сами нормативные документы, а также многочисленные отзывы и комментарии экспертов, как лесного хозяйства, так и FSC-сертификации. Особое внимание уделялось обсуждению вопросов в Интернете, на разных семинарах, а также на заседаниях рабочих групп.
В результате проведенной работы эксперты Фонда «Серебряная тайга» пришли к выводу, что между требованиями нового национального стандарта FSC-сертификации и новыми нормативами интенсивного лесного хозяйства нет существенных противоречий. Однако фонд предлагает всем заинтересованным сторонам обсудить и прокомментировать подготовленную Аналитическую записку. Как уточнил Юрий Паутов, в ней рассмотрены главным образом нормативы для Двинско-Вычегодского таежного лесного района, но они могут быть полезными и для других лесорастительных районов России, где предполагается внедрение интенсивной модели лесного хозяйства.