Разглядывали под микроскопом чешую и разжигали костер огнивом
С 21 по 25 августа в селе Важгорт Удорского района в рамках проекта «Модельная река Мезень» совместно с Домом детского творчества пгт. Усогорск, с республиканским Центром по ООПТ (ГБУ РК «Центр по ООПТ»), а также при содействии Важгортской СОШ была организована Летняя ихтиологическая школа. Участниками её стали ребята из разных населенных пунктов – города Сыктывкара, посёлка Усогорск, села Важгорт. Всего в работе школы участвовали 18 человек – четверо взрослых и 14 школьников в возрасте от 13 до 16 лет.
«Летняя ихтиологическая школа действует уже на протяжении трех лет, и за это время мы нашли ту форму работы, которая способна заинтересовать как новичков, так и постоянных слушателей. Школьники получают первоначальные навыки работы с биологическим материалом. Многие ребята на основе полученных знаний готовят доклады, с которыми выступают на различных форумах, например, на конференции «Отечество–Земля Коми», но написание исследовательских работ – это не самоцель», – говорит инициатор и руководитель ихтиологической школы, координатор проекта «Модельная река Мезень» Николай Шилов.
Во время учебной смены он знакомил ребят с ихитиофауной Мезени, рассказывал об анатомии рыб, способах поддержания их численности, о роли человека в сохранении биоресурсов, а также проводил практические занятия.
Обучение проходило на базе Важгортской средней общеобразовательной школы, и это место было выбрано не случайно. Первый год исследования проводились на реке Ирва, в районе верхнего течения Мезени, на второй год школа была организована в селе Большая Пысса – ближе к среднему течению, и вот теперь внимание было сосредоточено на притоке Мезени – Вашке и впадающей в нее р. Кула.
Программа была нацелена на то, чтобы школьники научились определять доступными методами состав рыбного населения бассейна реки Вашка. Ребята в сопровождении взрослых ходили на рыбалку, добывали рыбу и затем препарировали ее. С помощью микроскопа по чешуе оценивали возраст рыб, находили и определяли паразитов.
В этом году в школе широко использовались новые, занимательные формы обучения. Так, например, школьники знакомились со строением рыб, собирая пазлы, смотрели обучающее видео по искусственному воспроизводству рыбы, по современному состоянию промышленного рыболовства в Республике Коми.
Также во время учебной смены школьники проводили опрос среди местных рыбаков, выясняя подробности видового состава рыб, интересовались причинами снижения или увеличения численности популяций, спрашивали, какими орудиями лова чаще всего пользуются жители села, оценивали ситуацию с рыбными ресурсами. В ходе опроса школьники узнали много нового, но некоторые ответы рыбаков озадачили ребят. Так, местные жители рассказывали о том, что в Вашке стала встречаться кумжа, но, судя по описанию, они путают кумжу с другими видами лососевых рыб. Особо отметили ребята тот факт, что многие рыбаки считают необходимым для сохранения популяций рыб ограничить вылов в период нереста.
Под руководством ведущего специалиста отдела экологического просвещения ГБУ РК «Центр по ООПТ» Маргариты Шиловой ребята проводили оценку качества поверхностных вод Вашки и Кулы, также пробовали сделать фильтр для воды в полевых условиях. При помощи комплекта тест-полосок, с использованием лаборатории «Пчелка-био», школьники учились определять химические параметры воды. Большая часть результатов позволяет сделать вывод о хорошем качестве воды при сравнительно темных цветовых характеристиках. Специалистом была проведена ознакомительная лекция по Красной книге Республики Коми, по завершении которой дети самостоятельно нашли охраняемые виды растений, животных, насекомых, встречающиеся на территории Удорского района.
Также дети выступили в роли экспертов в экологической игре и успешно смогли найти пути решения проблем в сфере охраны окружающей среды. В рамках реализации программы дополнительного образования «Заповедная школа» представителем «Центра по ООПТ» был проведен семинар для учителей, а также занятия для детей в игровой форме.
Особо впечатлили слушателей школы экскурсии, организованные директором Важгортской средней общеобразовательной школы Ириной Клищ. Во время походов она ознакомила ребят с видовым разнообразием растительных сообществ вблизи села Важгорт. Попутно школьники осваивали навыки выживания в лесу – научились разжигать костер с применением огнива, ориентироваться в лесу по квартальным просекам и водным объектам. Также школьники побывали в местной пожарной части, где им рассказали о том, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях, а в последний день работы летней школы юные ихтиологи посетили Важгортский музей. Не забывали ребята и про спорт – активно играли в волейбол и другие подвижные игры. Досуговую программу обеспечивала завотделом Дома детского творчества пгт. Усогорск Надежда Морозова.
«Отрадно, что в конце смены у всех детей было горячее желание стать слушателем летней ихтиологической школы и на будущий год. Предлагали продумать совместно с руководителями перечень дополнительных тем. Например, рекомендовали включить в программу углубленное изучение скелета костных рыб», – резюмировал итоги летней ихтиологической школы Николай Шилов.