Про миногу и краснокнижного подкаменщика
Сотрудники «Серебряной тайги» рассказали про ихтиофауну Мезени на лекциях в Усогорской средней школе.
В рамках реализации проекта Фонда содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» координатор проекта «Модельная река Мезень» Николай Шилов провел уроки, посвященные разнообразию ихтиофауны Мезени.
Отведенные под каждую лекцию 35 минут пролетали незаметно, уроки проходили на одном дыхании. Николая Шилова, рассказывавшего про рыбное население Мезени в течение четырех уроков в разных классах, удорские школьники слушали с неподдельным вниманием. Впрочем, как выяснилось, почти половина слушателей в некоторых классах – это бывалые рыбаки, среди которых, как это ни удивительно, были даже девочки. Юные рыбаки и рыбачки с удовольствием сопоставляли свой опыт с рассказом специалиста по ихтиологии, и то и дело живо жестикулировали, пытаясь изобразить размер самого крупного в их жизни улова.
Сотрудник «Серебряной тайги» сразу завладевал вниманием аудитории, что называется, «сажал на крючок», начиная урок с вопроса, какова протяженность Мезени. С ответом слушатели затруднялись, не сразу называя верную цифру. Каждый из них знаком с каким-то конкретным участком реки, и никогда не задавался вопросом, как далеко за горизонтом простирается водная гладь, которую они привыкли воспринимать как элемент примелькавшегося пейзажа. Школьники удивлялись, узнав, что протяженность реки, на которой они живут, – почти тысяча километров.
Понятно, что и ихтиофауна столь могучей реки богата и разнообразна. Ребята оживлялись, когда рассказ касался хорошо знакомых им крупных обитателей Мезени – семги, хариуса, налима, и затихали, когда речь заходила о мелких рыбах, которые часто попадаются на удочку, но им, как правило, уделяют мало внимания. На уроках они видели эту рыбу в увеличенном размере, и потому не сразу узнавали «старого знакомого». А вот про бычка-подкаменщика, занесенного в Красную книгу РФ, как выяснилось, ребята знают довольно много, и в этом, наверное, заслуга местных учителей, ведущих предметы естественнонаучной направленности.
Особое внимание Н.Шилов уделял миноге. Собственно говоря, это даже не рыба, но примечательна тем, что обитает именно в удорских реках и превратилась в своеобразный бренд района. Ребята узнали, каким образом попали в Мезень дальневосточная горбуша и знаменитая волжская стерлядь. Горбуша была специально завезена в году 1958 для быстрой окупаемости рыбопромысловых заводов, а каким загадочным образом добралась до Мезени стерлядь, до сих пор достоверно неизвестно.
Продолжая рассказ про горбушу, ихтиолог останавливался на споре ученых по поводу пагубности соседства этой рыбы для семги. По его мнению, горбуша никак не влияет на численность семги, и то, что дальневосточный мигрант разоряет гнезда атлантического лосося, не более, чем миф.
С большим интересом школьники слушали про «биографию» налима, который является единственным представителем тресковых рыб в Мезени. Эта изначально морская рыба в результате изменений климата осталась жить в пресноводном водоеме. Рассказывая про окуня, Н.Шилов касался темы загрязнения и обмеления рек. Окунь любит заросшие водоемы, и его в последнее время из-за того, что русла рек не чистят и не углубляют, становится слишком много.
После завершения уроков многие школьники подходили с вопросами о возможности позаниматься в летней ихтиологической школе, которая ежегодно проводится сотрудниками Фонда «Серебряная тайга».