Ликвидация Минприроды Коми: аргументы «ПРОТИВ» не учтены
Сотрудники Коми регионального некоммерческого фонда «Серебряная тайга» в переданном вчера в администрацию Главы Республики Коми обращении на имя С.А. Гапликова изложили своё видение последствий принятого руководителем региона 17 октября решения о слиянии Минприроды и Минпрома под эгидой Минпрома.
«С нашей точки зрения, данное объединение двух министерств является ошибочным и противоречащим функциональному назначению каждого из них», – говорится в письме.
Как известно из СМИ, в качестве основных аргументов «ЗА» объединение министерств инициаторы этой реорганизации называют упрощение документооборота для инвестпроектов и для бизнеса в целом, а также сокращение чиновничьего аппарата. При этом они не учитывают аргументов «против», словно их и нет. Между тем таких аргументов достаточно, и не видеть, не учитывать их – значит принять заведомо неверное решение с неизбежными негативными последствиями.
В обращении «Серебряной тайги» к Главе РК изложены основные (но не исчерпывающие) аргументы «ПРОТИВ» объединения Минпрома и Минприроды РК под эгидой Минпрома.
Первый аргумент – это необходимость разделения функций управления природными ресурсами и контроля за их использованием (чем занимается Минприроды) от функций развития промышленности (задачи Минпрома). Предпринятое объединение этих функций в одном министерстве неизбежно приведет к доминированию задач развития промышленности над контролем за использованием природных ресурсов. При этом в письме отмечается, что «в подавляющем большинстве регионов России функции контроля использования ресурсов и охраны окружающей природной среды и функции развития промышленности разделены».
Второй аргумент «ПРОТИВ»: «Полное исчезновение «охраны окружающей среды» из названия объединённого министерства может привести к серьезным имиджевым и репутационным потерям как для Правительства, так и для Парламента Республики Коми, особенно в наступающем 2017 году, объявленном Президентом РФ ГОДОМ ЭКОЛОГИИ».
Ещё один аргумент «ПРОТИВ» связан с тем, что структура объединенного министерства не соответствует структуре исполнительных органов власти в Правительстве РФ, и это «несоответствие может привести к затруднениям в получении и распределении субвенций из федерального бюджета, в частности, на организацию лесоуправления, охраны и защиты лесов, к сокращению финансирования природоохранных мероприятий».
В случае объединения этих двух министерств под эгидой Минпрома будут «подвешены» многие международные обязательства и реализуемые в республике проекты, курируемые Минприроды РК. В частности, проекты БЕАР по охране окружающей среды, сокращению горячих точек в Арктике, Сети ООПТ Баренц-региона, Проект ПРООН-ГЭФ по реформированию сети ООПТ в Коми и по управлениюзапасами углерода и изменению климата в Коми и НАО. Это ещё один аргумент ПРОТИВ объединения.
Наконец, решение об объединении уже вызвало «активный протест региональной природоохранной общественности и недовольство местного населения (судя по комментариям в СМИ)», не без основания «воспринимающих предлагаемое объединение под эгидой Минпрома как преференции промышленному лобби в доступе к природным ресурсам при одновременном снижении уровня и качества экологического контроля за использованием природных ресурсов».
Изложив эти аргументы «ПРОТИВ» объединения Минприроды и Минпрома под эгидой Минпрома РК, коллектив Коми регионального некоммерческого фонда «Серебряная тайга» попросил главу республики «приостановить действие подписанного Распоряжения в части объединения Минприроды и Минпрома под эгидой Минпрома» и «провести широкие консультации с заинтересованными сторонами о целесообразности подобного объединения на основе анализа возможных положительных и отрицательных последствий».
Копии обращения к Главе РК отправлены Председателю Государственного Совета Республики Коми Н.Б. Дорофеевой, министру промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми Н.Н. Герасимову, министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Р.В. Полшведкину.