Завершилась ежегодная экспедиция по мониторингу нерестилищ мезенской сёмги, организованная Фондом «Серебряная тайга» в рамках проекта «Модельная река Мезень».
В течение недели в верховьях Мезени и на её притоках Верхняя и Нижняя Пузла, Ёлва Мезенская, Пысса проводился по единой методике осенний учет нерестовых бугров – гнёзд сёмги, которые, сделав кладку, рыба прикрывает галькой, превращая в «бугор». По таким «буграм» можно вести учёт отнерестившихся экземпляров атлантического лосося.
Кроме сотрудников «Серебряной тайги», в экспедиции так же, как и в прежние годы, участвовали представители организаций-партнёров – Удорского отдела ФГБУ «Комирыбвод», республиканского Центра по ООПТ, Отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Удорскому району, общины коренного народа «Удорачи». Участники экспедиции, разделившись на три группы, проехали по Мезени и её верхним притокам общей протяженностью не менее 200 километров, фиксируя нерестовые гнёзда и их координаты, а также отмечая число замеченных взрослых экземпляров и молоди атлантического лосося.
По итогам экспедиции участники отметили, что ситуация на обследованных участках нерестовых притоков разная. Если в верховьях самой Мезени и на Верхней Пузле было сравнительно много нерестовых гнёзд, то на Пыссе, например, обнаружили всего один «бугор». Не встретили на Пыссе в этом году и следов нелегального лова. По мнению ихтиологов, популяция сёмги здесь уже сильно подорвана, а потому «ловить нечего». Правда, нужно учитывать и то, что вода в Пыссе теплее в сравнении с Мезенью, поэтому, возможно, нерест здесь всё же произойдёт, но позже.
В целом участники экспедиции отмечают агрессивный рыболовный прессинг практически на всех пройденных реках. Наибольший – на Нижней Пузле, которая доступна и с Мезени, и с моста по автомобильной дороге. Следы нелегального лова – десятки каменных и деревянных загородок, сети, кострища с оставленными рядом запрещёнными орудиями лова. В качестве примера можно привести событие, произошедшее в первый день обследования. Так, на участке реки Нижняя Пузла были обнаружены две лодки с людьми, двигающиеся вверх по течению. На законное требование госинспектора остановиться не отреагировали и продолжили движение. Позже ниже по течению реки были обнаружены незаконные орудия лова в виде загородок и остатки сетного полотна с мёртвой молодью сёмги и хариуса со следами объячеивания. В целом такая картина наблюдалась на всем протяжении обследуемого участка Нижней Пузлы.
В составе двух из трёх экспедиционных групп были госинспектора, что давало возможность параллельно с мониторингом нерестилищ вести надзорные мероприятия. В результате на двух нарушителей оформлены протокола об административном правонарушении по факту нарушений режима ООПТ – заказника «Удорский».
Мониторинг нерестилищ сёмги ведётся на этих участках шестой год. Можно ли уже увидеть динамику, отметить какие-то тенденции в изменении ситуации с мезенской сёмгой?
– Некоторые тенденции обозначить можно, – считает Николай Шилов, координатор проекта «Модельная река Мезень» и руководитель экспедиции. – За годы ведения мониторинга заметен некоторый рост числа нерестовых бугров, что зависит от многих факторов, в том числе от погодных условий. Но очевидно также, что в целом наполняемость нерестилищ очень низкая. Из литературы, да и от старожилов, мы знаем, что до пятидесятых годов прошлого века на нерест поднималось столько сёмги, что рыба зачастую размётывала копы и бугры друг у друга, чтобы найти себе место для нереста. О низкой наполняемости нерестилищ на исследуемых участках говорит и сравнение с ситуацией на некоторых других реках, где также нерестится сёмга. Вместе с тем нерестилища на Мезени и её притоках в Удорском районе находятся в хорошем состоянии, то есть потенциал их недоиспользован. Результаты нашего шестилетнего мониторинга мы в ближайшее время проанализируем, обсудим с участием специалистов и, скорее всего, уже сможем сделать какие-то выводы. Мониторинг состояния и наполняемости нерестилищ – это один из способов оценки динамики популяции. Так что эти выводы будут важны для обоснования мероприятий инициированной в рамках нашего проекта и разрабатываемой сейчас межрегиональной программы по сохранению мезенской сёмги.
Фото Николая Шилова