Экспедиция в Ядро Верхне-Вашкинского массива девственных лесов
6 по 17 июня 2016 года Фондом «Серебряная тайга» была организована международная экспедиция в центральную часть Верхне-Вашкинского лесного ландшафта – одного из последних крупных малонарушенных ландшафтов, сохранившихся в средней подзоне Европейской тайги. Экспедиция имела целью научное обоснование создания Особо Охраняемой Природной Территории (ООПТ) в бассейне реки Оса – притока Вашки.
В экспедиции приняли участие сотрудники фонда Юрий Паутов, Николай Шуктомов, Сергей Давыдов, а также приглашенные эксперты: лихенолог Наталья Семенова и зоолог Андрей Королев (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар), геоботаник Асия Загидуллина (Санкт-Петербургский университет), геоботаник и ГИС-эксперт Дмитрий Кольцов (НП «Прозрачный мир», г. Москва), ландшафтовед Артём Столповский (г. Архангельск), миколог-афиллофаролог Олли Маннинен и лихенолог Ханна Яухиайнен (Финляндия).
Самое начало экспедиции ознаменовалось печальным событием. 9 июня во время одного из радиальных полевых выходов из базового лагеря у Артёма Столповского случилось обострение тяжелого хронического заболевания, которым он страдал в течение последних четырёх лет. В течение 36 часов участники экспедиции выносили Артёма на носилках из трудно проходимой тайги, а затем доставили его на машине в ближайшую больницу в г. Яренск (Архангельская область). В больнице Артём пришёл в сознание, успел повидаться и попрощаться с родителями, но врачам не удалось его спасти. 13 июня Артём умер. Члены экспедиции узнали об этих подробностях и о его смерти уже после возвращения из тайги 17 июня.
Несмотря на эту экстраординарную ситуацию, участникам экспедиции удалось обследовать основную часть планируемой к созданию ООПТ территории в бассейне реки Оса и её основных притоков – рек Мытка, Улыс-Вож, Шер-Вож, а также водораздельную часть массива, откуда берут начало истоки р.Уфтюга, впадающей в Вычегду, и р. Илеша – притока Пинеги.
За десять дней экспедиции экспертами пройдено более 250 км маршрутов, обследованы основные типы ландшафтов и экосистем этой удаленной и малоизученной территории, собрана коллекция редких и исчезающих видов растений, грибов, лишайников, сделаны десятки геоботанических и лесоводственных описаний, собраны образцы для генетической оценки самой южной европейской популяции лесного северного оленя, обитающей в этом малонарушенном лесном ландшафте.
Главная природоохранная ценность планируемой ООПТ заключается в том, что она объединяет в единый крупный массив уже созданные в соседней Архангельской области кластеры Уфтюго-Илешского комплексного заказника и таким образом позволяет сохранить водораздел рек Осы, Уфтюги и Илеши – притоков крупных северных рек Вашки, Вычегды и Пинеги.
Не менее важным является сохранение местообитаний редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красные Книги Республики Коми, соседней Архангельской области и Российской Федерации. По предварительным выводам экспертов – участников экспедиции – после обработки собранных образцов и гербариев ожидается пополнение региональных, а возможно и федерального списков краснокнижных видов.
В настоящее время участники экспедиции занимаются обработкой полученных материалов, на основании которых будет подготовлено обоснование создания новой региональной ООПТ, предлагаемое название которой – Осинский комплексный заказник Республики Коми.
Предлагаем вашему вниманию короткие интервью наших финских участников – о себе и своих впечатлениях от экспедиции.
Олли Маннинен, лесной эколог, обучался в Хельсинкском университете, работал в различных природоохранных НПО Финляндии. В последнее время – фрилансер, работает по заказу различных организаций по инвентаризации биоразнообразия в Финляндии, Швеции, Норвегии, России.
– Какова твоя основная специализация?
– Я являюсь специалистом по полифоровым грибам, растущим преимущественно на валежной разлагающейся древесине. Кроме того, неплохо знаю различные виды лишайников и растений, являющихся индикаторами малонарушенных таёжных лесов Европы.
– Какие организации чаще всего нуждаются в такой экспертизе?
– В Скандинавии довольно много государственных и общественных организаций, занимающихся инвентаризацией биоразнообразия в национальных парках и других ООПТ, но я предпочитаю работать не там, где ООПТ уже создано, а там, где планируется создать новую охраняемую территорию. В прошлом году много работал в Норвегии и Швеции. В этом году – в России и в Финляндии.
– Сколько времени ты обычно проводишь в поле, в экспедициях?
– Это сильно зависит от страны и от заказчиков, но в среднем 70-100 дней в году.
– Почему решил принять участие в этой экспедиции?
– Причин несколько. Во-первых, я никогда не был в Коми. Во-вторых, считаю очень важным для себя – помогать в создании новых охраняемых территорий. В-третьих, хотелось посмотреть новые ландшафты и, может быть, найти новые виды грибов и лишайников. В-четвертых, хотелось поработать вместе с российскими экспертами, занимающимися аналогичными проблемами.
– Где ты уже побывал в России?
– Я работал как эксперт в Карелии, Ленинградской и Архангельской областях. Побывал как турист в Санкт-Петербурге и в Башкортостане.
– Что тебе показалось наиболее трудным в нашей экспедиции?
– Очень «тяжёлый» лес. Трудно ходить из-за обильного валежа, ветровалов и буреломов. Вторая проблема – комары. В сравнении со Скандинавией, где мы работаем чаще всего используя машины, так как даже самые удаленные территории транспортно доступны, здесь приходится много ходить пешком и постоянно жить в лесу с комарами.
– Какие позитивные моменты экспедиции ты хотел бы отметить?
– В целом для меня эта экспедиция очень позитивна, конечно, за исключением случая с Артёмом Столповским. Я люблю быть в диком нетронутом лесу, люблю коллекционировать новые виды, люблю экстремальный туризм – всего перечисленного здесь было в достатке!
– Планируешь ли ты еще приехать в Коми, будешь ли советовать своим коллегам такие поездки?
– Да, конечно буду. Мои друзья и коллеги чаще всего посещают уже существующие национальные парки и заказники, а здесь всё гораздо интереснее и экстремальнее. Многие скандинавские эксперты с удовольствием приехали бы в такие места в качестве волонтеров!
– Спасибо за интервью!
Ханна Яухиайнен, студентка Хельсинкского университета, учится по специальности «биология и охрана природы», планирует на будущий год закончить и получить звание магистра.
– Почему ты выбрала именно эту специальность?
– Я люблю природу и вижу, как люди, часто неосознанно, нарушают и губят её, я считаю, что надо учить людей сохранять природу.
– Какова пропорция полевых и лекционных занятий по твоей специальности в университете?
– Примерно 70% лекционных и 30 % полевых, но у нас еще очень много самостоятельной работы.
– Трудно ли учиться по твоей специальности?
– Для меня не трудно! Но трудно будет найти работу по окончании университета. Правда, я могу также работать учителем биологии, но хотела бы работать как эколог.
– Почему решила принять участие в нашей экспедиции?
– Во-первых, у меня было свободное время в начале июня, во-вторых, я ни разу не была в Коми, в-третьих, считаю для себя лично очень важным помогать защищать природу, в данном случае – помогать созданию новой особо охраняемой природной территории.
– Бывала ещё где-нибудь в России?
– В 2013 году я провела 6 месяцев в Петрозаводске в рамках обмена студентов университетов, затем работала в качестве волонтёра в карельской природоохранной организации СПОК, была в качестве туриста в Санкт-Петербурге и в Башкирии. Меня интересуют русская культура и природа.
– Что было для тебя наибольшим вызовом в нашей экспедиции?
– Комары!!! И, к сожалению, не хватило времени, чтобы посмотреть все интересные места!
– Что понравилось в экспедиции?
– Всё понравилось: дружественная обстановка, вежливые партнёры, новые места, дикий нетронутый лес. Я люблю быть в лесу. А еще я нашла на реке Оса редкий вид трутового гриба Pycnoporellus alboluteus, чем очень горжусь!
– Есть ли у тебя еще какие-то хобби?
– Да, я увлекаюсь скалолазанием и цирковой акробатикой.
– Ханна, ты и Олли – веганы, то есть не употребляете животную пищу. Были ли у вас в связи с этим какие-то проблемы в экспедиции?
– Нет, никаких проблем не было. У нас был свой небольшой запас специальных белковых добавок и соусов, поэтому мы не испытывали никаких сложностей в плане еды.
– Много ли веганов среди ваших друзей, в Скандинавии в целом?
– Среди наших друзей почти половина – веганы или вегетарианцы, а в Финляндии в целом, я думаю, вегетарианцев около 7-8 процентов.
– Хотела бы ты ещё поехать в экспедицию с «Серебряной тайгой»?
– Если пригласите – поеду с удовольствием!
Фото Олли Маннинена, Ханны Яухиайнен и Сергея Давыдова