«Тематика лесной школы проникнута настоящей жизнью!»
В начале марта сотрудники фонда приняли участие в открытии весенней сессии Лесной школы, которая уже третий год действует в деревне Верхний Березник Устьянского района Архангельской области в период школьных каникул, и это послужило отличной платформой для обмена позитивным опытом работы с детьми.
При реализации проектов «Серебряной тайги» много внимания уделяется образовательному направлению. Например, в рамках проекта «Модельная река Мезень» в летний период организуется полевая школа, задачами которой являются изучение основ гидробиологии и ихтиологии, а также воспитание бережного отношения к ресурсам леса и реки. Так и в Устьянском районе Архангельской области энтузиастами-общественниками была организована Лесная школа. Организаторы поставили перед собой задачи возродить утраченные нормы общежития и отношения к природе, воспитать людей, способных к самоорганизации и самообеспечению.
«Мы стараемся научить ребят самостоятельно принимать решения, делать свой выбор и высказывать свою точку зрения, защищать свои интересы», – говорит Игорь, педагог-психолог, разработавший общую концепцию данной школы. – Человек, который несет ответственность за территорию, на которой живёт, знает и понимает её историю, знает свои корни, умеет жить и работать в коллективе и понимает взаимосвязь леса и воды – вот наш ожидаемый результат».
В работе Школы принимают участие около 40 человек – из разных сёл и деревень района. С ребятами работают эксперты – специалисты из научных, общественных организаций, ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, социологи, педагоги, дизайнеры, экологи, студенты.
В рамках Лесной школы участники осваивают разнообразные народные промыслы и ремесла, которые могут пригодиться сельскому жителю. Это, например, пчеловодство, плетение, шитье, выпечка, уход за домашними животными и особенно за всеобщим любимцем конем Ларчиком. Одновременно с этим ребята получают новые знания – и не только по экологии леса, но и, к примеру, по основам пермакультуры (естественного сельского хозяйства) или по таким «новым» направлениям, как экостроительство и экоремонт.
Один из работающих с ребятами в Лесной школе взрослых, Иван, зоотехник по образованию, поделился с нами своей методикой работы с лошадьми: «Лошадь может воспринимать тебя либо как лидера, либо как подчиненного. Главное – не воспринимать лошадь просто как животное, а понять характер, его особенности и найти личностный поход. Я сторонник мягких методов. Метод положительного подкрепления заключается в том, что надо поощрять правильное поведение и никак иначе!».
Также школьники изучают альтернативные источники энергии, вопросы восстановления и защиты лесов, получают навыки экономического планирования… Кроме того, в Лесной школе учатся вести экологически дружественный образ жизни. Например, здесь организован раздельный сбор мусора, а также участники изучают и внедряют в свою жизнь принцип независимости от нефтепродуктов. По вечерам все участники собираются на вечёрку, поют фольклорные песни и играют в народные игры.
Иринья, ведущая мастерской «Творчество и традиции» отмечает, что «тематика лесной школы проникнута настоящей жизнью. Здесь прививают ребятам правильные ценности через общение с животными и с природой. У ребят пробуждается генетическая память, память предков, и затем эта мозаика чувств и ощущений складывается в полноценный образ. Организаторы так подбирают тематику, чтобы помочь детям сформировать этот целостный образ».
Лесная школа уже дает свои позитивные плоды – некоторые ребята определились с выбором профессии, некоторые утвердились в намерении после получения высшего образования вернуться в родную деревню и развивать там свой собственный проект.
Вот мнение Ирины, участницы Лесной школы, выпускницы: «Никто не говорит, что жить в селе легко, но просто хочется быть полезной и быть способной решать проблемы, с которыми часто сталкиваемся мы – сельские жители. Этому и учит Лесная школа».