«Люди в отдаленных сёлах не верят, что могут что-то изменить»
Сотрудники Фонда Николай Шилов и Николай Шуктомов на прошлой неделе встречались с жителями Важгорта и Чупрово – сёл, расположенных по реке Вашка.
До сих пор основные усилия в рамках проекта «Модельная река» были сосредоточены на самой Мезени. Между тем Вашка – крупнейший её приток, и в сёлах так называемого «вашкинского куста» живёт значительная часть населения Удорского района. К сожалению, эта территория и со стороны государственных служб, можно сказать, обделена вниманием. Например, здесь на всём протяжении реки нет ни одного инспектора рыбоохраны. С населением редко кто встречается, и информация до местных жителей доходит или неполная, или и вовсе искаженная. Поэтому совсем не случайно в поездке на Вашку вместе с экологами «Серебряной тайги» участвовала Наталья Ивановна Вурдова, старший инспектор Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Удорскому району.
В селе Важгорт на встречу пришли в основном местные члены кооператива «АгроУдора». Вступив в своё время в кооператив, они поначалу законно занимались ловом миноги на арендованном участке реки, затем квоты на миногу давать перестали, а потом и вовсе запретили вылов всех проходных видов, включая миногу. Люди спрашивали, будут ли, исходя из новых Правил, какие-то преимущества для членов кооператива в сравнении с любителями-рыболовами? Возможно ли ещё внести необходимые изменения в Правила – в частности, разрешить лов миноги?
– Мы постарались ответить на эти и другие вопросы участников встречи, – делится впечатлениями эколог Николай Шуктомов. – Кроме того, рассказали о том, что предпринимается в рамках проекта «Модельная река Мезень» и как в инициативах проекта участвуют местные жители. К сожалению, на встречу пришли немногие, и в основном люди уже пожилые, молодежи практически не было.
В Чупрово встреча прошла заметно оживлённее, больше народу разного возраста было, и отнеслись к теме разговора, на мой взгляд, более заинтересованно, много вопросов задавали. Возможно, потому, что это село, даже в сравнении с Важгортом, живёт гораздо более обособленно. Звучали реплики разного рода, в том числе и претензии, но в конце концов нашли общий язык и вполне результативно поговорили. Более того, благодаря местным жителям удалось подняться километров пятьдесят вверх по Ежуге Зырянской – очень красивой, самобытной реке. С удовольствием слушали рассказы наших проводников об истории этих мест. Здесь сохраняются родовые угодья – путики и избы местных охотников и рыбаков – во многих поколениях. Здесь пока ещё есть рыба, возможно, в том числе и потому, что сельчане свою реку «стерегут» – не пускают сюда «электроудочников» и прочих браконьеров. Сами местные, как они говорят, «знают меру». И похоже, это действительно так. Река хороша и с точки зрения воспроизводства рыбы: сохранена кормовая база, и, несмотря на то, что со стороны Архангельской области в этом направлении идёт лесозаготовка, заметного воздействия нет: по словам наших проводников, арендатор действует «умеренно», а местные жители ситуацию стараются контролировать.
К сожалению, в сёлах по Вашке пока совсем немного знают о задачах проекта «Модельная река Мезень». Как выяснилось, местные жители не много знают и о биологии рыбного «населения» своей реки: информации и знаний от специалистов практически нет, а та связь, благодаря которой традиционные знания когда-то передавались из поколения в поколения, прервалась… Поэтому в сознании у людей много «мифов», зачастую даже отдаленно не соответствующих действительности.
Информационное обеспечение, конечно, можно наладить. Сегодня на жителей отдаленных сёл работает только один информационный канал – районная газета, включая и его тематическое приложение, посвященное проблемам реки и рыбы. Судя по всему, надо будет продолжить и подобные встречи, и образовательные семинары для местных жителей, и другие формы обмена информацией. И в рамках мезенского проекта «Серебряная тайга» всё это будет обязательно делать. Сегодня у людей слишком мало доступа к информации, нет площадок, где они могли бы обсудить волнующие проблемы, и это точно не способствует ни развитию общественного самоуправления, ни стремлению наладить правильное хозяйствование ресурсами реки, ни появлению местных инициатив – люди не верят, что они могут что-то изменить. И им надо помочь.