Встречи в Мезенском районе
Группа сотрудников Фонда «Серебряная тайга» вернулась из Мезенского района Архангельской области. Целью поездки, состоявшейся в рамках проекта «Модельная река Мезень», было налаживание контактов с наиболее удаленными от нас населенными пунктами Мезенского бассейна, встречи с местными жителями примезенских деревень, а также более близкое знакомство с их историей и сегодняшним днём.
Экологи Николай Шилов и Николай Шуктомов, координатор по работе с населением Валентина Семяшкина встретились с рыбаками в Дорогорском и Целегоре, с местными жителями деревень Лампожня, Кимжа, Козьмогородское, Погорелец. В районном центре – городе Мезени – состоялся обстоятельный разговор с представителями заинтересованных служб – Мезенского отдела ФГБУ «Севрыбвод» и Мезенского межрайонного отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов, а также соответствующих отделов районной администрации.
Первые общие впечатления и выводы после всех встреч и дискуссий можно свести к следующему.
Сотрудничества по-прежнему мало
К сожалению, по-прежнему слишком мало горизонтальных связей – между жителями районов, между соответствующими службами в разных районах, и т.д. А ведь незавидная ситуация с рыбными запасами Мезени во многом – следствие разобщенности в управлении ими. У людей нет достоверной информации ни о том, как используется ресурс в другом районе, ни о мерах, принимаемых по сохранению сёмги. Эту практику нужно менять, если мы желаем реального изменения ситуации с рыбными ресурсами. Кстати, и о биологии такого ценного проходного вида, как сёмга, знаний тоже далеко не достаточно. А без этих знаний люди не поймут, что этот ресурс легко подорвать. Нужна информация. А значит, надо больше писать, говорить об этом.
Конечно, недостаточно знакомы жители нижних сёл и деревень и с деятельностью в рамках проекта «Серебряной тайги», несмотря на то, что часть тиража тематического приложения к удорской районной газете рассылается по населённым пунктам в том числе и Мезенского района. В ходе поездки состоялись новые знакомства, появились новые контакты – и это будет содействовать более активному вовлечению жителей низовьев Мезени в совместную деятельность по реализации задач проекта.
Действующие РПУ – не лучший вариант организации любительского лова
Встречаясь с местными жителями, мы убедились в том, что организация пользования рыбными ресурсами, в том числе сёмгой, на действующих рыбопромысловых участках (РПУ) для любительского лова, пока очень далека от желаемой. И уж тем более нельзя назвать это устойчивым управлением ресурсом. По словам сельчан, среди тех, кто занимается любительским ловом по путевкам на РПУ «Дорогорское» в районе одноименного села, самих дорогорских не более 10%, остальные – жители Мезени и Каменки, москвичи… Тем более нет среди рыбаков на этом РПУ жителей Козьмогородского, Целегоры и других деревень, расположенных выше по течению Мезени. Деревенским такая поездка совсем не с руки, да и накладно – одни затраты на бензин чего стоят! Так что любительская рыбалка по путевкам на созданных РПУ, по мнению местных жителей, – не лучший вариант использования ресурса и организации лова: во-первых, несправедливо, во-вторых, должного контроля на РПУ нет. Ведь даже сами организаторы-арендаторы не скрывают, что на этих участках квота превышается как минимум в два раза.
Далеки от народа, по оценке местных жителей, и новые правила любительского лова – о них тоже говорили в ходе встреч. Многие высказывали в связи с этим мнение о необходимости более либерального законодательства в отношении лова других видов, что позволило бы отвлечь людей от сёмги и таким образом снизить пресс на ценный вид. В частности, вспоминали о том, что прежде мужики из Дорогорского ездили на лов камбалы, ходили на карбасах в море, а сейчас это невозможно. Может быть, поэтому раньше (в 50 – 60-е годы) из жителей деревни 1 – 2 человека сёмгу ловили, теперь же – в разы больше. Говорили и о том, что раньше, даже в 90-е годы ещё, через сельсовет можно было получить разрешение на лов неводом (т.е. был разрешен лицензионный лов неводом белой рыбы). Люди считают, что хорошо бы было сделать это и сейчас, ведь «если всё запрещать, порядка не будет». Интересовались опытом зарыбления щукой и хариусом на Удоре, говорили о том, что можно было бы заняться зарыблением щукой и у них.
Реален ли общественный контроль?
Несмотря на то, что большинство наших собеседников не соглашались с утверждением, что основной причиной сокращения рыбных запасов является перелов, они всё же признавали, что среди местного населения есть «реальные браконьеры, которые зарабатывают на сёмге», но «их немного, и это в основном внизу». Кстати, явное отсутствие доверия друг к другу, к тем, кто живет в деревнях выше или ниже по течению, в разговорах было очень заметно. Отсюда, видимо, у людей ощущение, что именно они-то и есть самые незащищенные. Звучали и совсем уже местнические заявления. Во многом это, конечно, связано как раз с отсутствием информации и слабыми контактами между районами.
Практически на всех встречах затрагивался вопрос об общественном контроле. К сожалению, идея общественного контроля большинством местных жителей воспринимается скептически.
– Просто люди неправильно понимают общественный контроль, – делится своим мнением по этому поводу эколог «Серебряной тайги» Николай Шилов. – Воспринимают его как «ловить за руку своих», «сдавать соседа». Но ведь можно местным жителям совместно контролировать ситуацию на реке возле своей деревни, контролировать способы лова… Для этого нужно организованное местное сообщество – люди, объединённые общим интересом, а не просто живущие в одной деревне. В целом, что касается контроля, рыбоохраны, её необходимо усилить именно внизу, считаю важным обратить внимание именно на Мезенский район. Особенно когда идут основные косяки атлантического лосося, необходимо усилить охрану нижнего участка. Разумеется, не забывая при этом и охрану нерестилищ в верховьях Мезени.
История примезенских деревень – тоже ценный ресурс
Кроме бесед и дискуссий о проблемах, связанных с использованием рыбных ресурсов и состоянием реки, за время поездки было немало и других встреч, благодаря которым мы получили возможность ближе познакомиться с историей сёл и деревень Мезенского района, с их сегодняшним днём, с активными и интересными людьми, озабоченными судьбой своей малой родины.
Вновь побывав в старинной деревушке Кимжа, что в пятидесяти километрах от города Мезени, мы убедились в том, что общественное самоуправление, зародившееся здесь чуть более десяти лет назад и заявившее о себе как ТОС «Кимжа», с тех пор не только не «заглохло», но реализовало новые интересные инициативы. В деревне числом менее ста жителей работает несколько музеев – «Политов дом» (музей крестьянского быта), Музей жита в здании сельской школы, здесь же Мастерские по возрождению традиционных ремесел (ткачества, гончарного дела). За время после нашей поездки в Кимжу в 2012 году в деревне восстановлена ещё одна мельница. Правда, если первая была возрождена в практически действующую, то эту планируют использовать в качестве музея. Евдокия Гавриловна Репицкая, руководитель ТОС, показывает уже готовые элементы будущей экспозиции, которая будет развернута внутри планируемого музея и будет знакомить посетителей с историей северных мельниц. Открытие музея запланировано на дни проведения международного фестиваля северных мельниц, который уже не в первый раз состоится в маленькой Кимже.
Впрочем, сегодня все эти инициативы по развитию и продвижению тех исторических и духовных ценностей и объектов, которые ещё сохранились в этой старинной деревне, реализует уже не только ТОС, но и учрежденный здесь Кимженский культурно музейный центр. Кстати, местным активистам удалось добиться и реставрации старинного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, который сейчас восстанавливается мастерами из Петрозаводска на средства федерального бюджета. А в одном из вековых крестьянских домов деревни, как и три года назад, путников и туристов встречает Нина Николаевна Селиванова, хозяйка гостевого дома.
Конечно, Кимжа – благодатное место для развития туризма ещё и потому, что расположена в удобном для этого месте – близко к райцентру, у переправы через Мезень, так что добраться сюда не составляет труда и из Мезени, и из Архангельска.
Впрочем, Кимжа – не единственная такая деревня в Мезенском районе, где местные жители, «зацепившись» за свою историю, за вековые ценности, превратили их в ресурс для сохранения и дальнейшего развития своей малой родины. Ещё один такой пример – деревня Лампожня, одно из самых старых поселений в низовьях Мезени. Здесь тоже работает ТОС. Усилиями местных энтузиастов здесь создан прекрасный музей олимпийского чемпиона, «короля лыж» Владимира Кузина, уроженца Лампожни, в его родовом доме. И гостевой дом в Лампожне тоже есть, и даже тренажерный зал рядом…
ТОСы здесь практически в каждой деревне, результаты их работы – налицо, так же как налицо и поддержка этих инициатив районными и областными властями.
Более подробно результаты поездки и встреч с жителями Мезенского района будут представлены и обсуждены на очередном заседании Рабочей группы проекта «Модельная река Мезень». В частности, планируется анализ деятельности по организации любительского лова на мезенских РПУ, с учетом мнения населения и результатов проведенного в 2014 году во всех трёх примезенских районах социологического опроса. Ещё один важный вывод – необходимо более активно привлекать и публиковать материалы из районов Архангельской области на страницах тематического приложения к удорской газете. Обмена информацией пока явно недостаточно, что, безусловно, не содействует сотрудничеству и поиску оптимальных путей управления ресурсами нашей общей реки.
Валентина Семяшкина
Фото Сергея Давыдова и автора