О плюсах и минусах законопроекта «О любительском рыболовстве»
Сотрудники Фонда «Серебряная тайга» приняли участие в парламентских слушаниях по законопроекту РФ «О любительском рыболовстве», организованных Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственного Совета Республики Коми.
Как известно, в 2010 году в федеральный закон №66 были внесены изменения, согласно которым запрещалось свободное любительское рыболовство на арендованных участках. Это вызвало широкий резонанс в обществе, недовольство в среде любителей-рыболовов. В течение двух лет после этого было подготовлено несколько вариантов проекта закона о любительском рыболовстве. Наконец, очередной вариант внесли на рассмотрение в Госдуму РФ.
Его и обсуждали на парламентских слушаниях.
В целом, по мнению сотрудников Фонда, проект ФЗ №200303-б «О любительском рыболовстве» вполне логичен, учитывает некоторые пробелы и нестыковки существующего законодательства. Однако немало и критических замечаний, поскольку далеко не всё в законопроекте предусмотрено, а есть и очевидные минусы.
Хорошо, что в законопроекте более чётко определены понятия «любительское рыболовство» и «спортивное рыболовство» как его разновидность; рекреационное рыболовное хозяйство трактуется как деятельность, осуществляемая на рыболовных участках в целях предоставления услуг в области любительского рыболовства; вводится суточная норма добычи объектов любительского рыболовства, и т.д. К «плюсам» следует отнести и то, что, согласно законопроекту, перечень рыболовных участков утверждается с учётом результатов общественных обсуждений.
Если говорить об общих недостатках проекта, прежде всего следует отметить, что законопроект изобилует ссылками на другие законы, что сильно затрудняет его восприятие и понимание. К недостаткам, на которые следует обратить внимание, нужно отнести и то, что не везде в проекте чётко прописано разделение функций между разными уровнями управления: федеральными органами и органами субъекта РФ.
Законопроект предполагает, что Правила рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов будут по-прежнему определяться федеральным центром. То есть будут одинаковыми для всех, без учёта местных особенностей и традиций. Участники слушаний предложили вариант, при котором бассейновые правила, утверждаемые Москвой, были бы рамочными, типовыми, а на их основе субъекты РФ разработали бы свои детальные правила, с учётом своей специфики. Представители Удорского района, участвовавшие в слушаниях дистанционно, предложили вариант совместной разработки правил рыболовства двумя регионами, если река или водоем находится на территории обоих субъектов (как река Мезень, например).
В целом участники слушаний сошлись во мнении, что необходима большая децентрализация управления, чем предполагает законопроект. Если региональный уровень ещё как-то присутствует в документе, то местного уровня в нём практически нет, то есть интересы муниципалитетов законопроект не учитывает.
Фонд «Серебряная тайга» предложил в связи с этим поправку, согласно которой общественные слушания по утверждению перечня рыболовных участков, передаваемых в аренду, должны проходить в муниципалитетах, на уровне районов или поселений (законопроект предполагает слушания только на уровне субъекта РФ). Фондом предложено также дополнить статью о рыболовных участках отдельным пунктом, согласно которому «в местах традиционного промысла местного населения необходимо предусмотреть участки для традиционного пользования местных жителей» и « исключить на этих участках водных объектов создание рыболовных участков для любительского рыболовства».
Директор Фонда Юрий Паутов в своём выступлении на слушаниях отметил как один из главных минусов законопроекта то, что в нём не отражены интересы местного населения – сельских жителей, для которых рыба – важный источник жизнеобеспечения.
Кстати, эту позицию поддержали очень многие участники слушаний. О необходимости учесть в законе интересы местного населения, и прежде всего коренного народа, говорили в своих выступлениях член Общественной палаты РК П. Поташев, начальник ФГБУ «Комирыбвод» Ю. Цильке и многие другие. Такие предложения поступали и из районов, участвовавших в слушаниях дистанционно.
Речь на слушаниях по законопроекту шла также и о необходимости ужесточения контроля любительского рыболовства. Особенно остро в этом плане прозвучало выступление кандидата биологических наук ихтиолога А.Захарова (Институт биологии Коми научного центра УрО РАН)Ю члена Рабочей группы проекта «Модельная река Мезень». Отметив, что «рыболовство – неотъемлемый компонент народного природопользования», Александр Борисович подчеркнул при этом, что в настоящее время любительское рыболовство носит неконтролируемый и нерегулируемый характер. По словам А.Захарова, у нас рыбные ресурсы очень ограничены, рыбопродуктивность наших водоёмов низка. Притом, что нагрузка на ресурсы рек выросла многократно, особенно там, где есть дороги, контролирующие службы ослаблены, роль рыбоохраны сведена к минимуму. Как следствие – деградация рыбного населения: запасы атлантического лосося многократно упали, из 74 разновидностей его о 30 уже можно забыть, нельма занесена в Красную книгу, таймень исчез вообще.
Исходя из всего этого, А.Захаров предложил записать в законопроект в числе главных приоритетов сохранение рыбных ресурсов. Разумеется, с этим сложно было не согласиться.
По итогам обсуждения Госсовету республики было рекомендовано поддержать данный законопроект, но отразить в отзыве на него необходимость включения положений и норм, связанных с соблюдением интересов местного населения, в том числе сельского населения, при осуществлении любительского рыболовства; с организацией эффективного и действенного государственного контроля (надзора) при осуществлении любительского рыболовства; с наделением органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по утверждению правил любительского рыболовства в субъектах РФ применительно ко всем водным объектам рыбохозяйственного значения, находящимся в их границах.
После первого чтения в Госдуме начнётся рассмотрение конкретных поправок и детальных предложений в этот законопроект. Фонд «Серебряная тайга», также как и другие участники парламентских слушаний в Коми, подготовил и представил свои замечания и детальные предложения – уже постатейные, которые будут проанализированы в республиканском парламенте и направлены в Госдуму.