Управлению ресурсами реки мешает разобщенность
Деятельность проекта «Управление рыбными ресурсами в сотрудничестве с местным населением: Модельная река Мезень» постепенно распространяется и на районы соседней Архангельской области: в конце февраля в поездке по Лешуконскому и Мезенскому районам побывали представители Рабочей группы проекта Альберт Логинов, депутат Совета муниципального района «Удорский», и координатор по работе с населением Фонда «Серебряная тайга» Валентина Семяшкина.
По течению Мезени, как известно, располагаются территории трёх административных районов – Удорского, Лешуконского и Мезенского, которые к тому же относятся к двум субъектам Российской Федерации – Республике Коми и Архангельской области.
Рабочая группа проекта и его участники в ходе встреч, экспедиций, обсуждений, проведённых в 2011 году, убедились в том, что, к сожалению, незавидная ситуация с рыбными запасами Мезени во многом – результат разобщенности в управлении ими. Разобщенности как территориальной, так и ведомственной. Казалось бы, понятно каждому, что, к примеру, усилия по охране нерестилищ в верховьях реки вряд ли дадут желаемый результат, если на всём миграционном пути сёмга будет нещадно ловиться браконьерами, а в море продолжится промышленный лов. Однако именно так и обстоит дело в реальности.
Между муниципальными районами, располагающимися вдоль Мезени, нет практически никаких контактов. Как нет никаких совместных действий даже между структурами одного и того же ведомства – «Комирыбводом» и «Севрыбводом», Мезенским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и аналогичным отделом по Удорскому району. Эту «традицию» нужно менять, если мы желаем реального изменения ситуации с рыбными ресурсами.
Поэтому один из основополагающих принципов, взятых на вооружение участниками проекта «Модельная река Мезень» – это целостный подход как к оценке ситуации и причинно-следственных связей, так и к планированию деятельности.
Районы разные – река одна. Разделить её по административным единицам можно только очень условно, а речную экосистему, рыбное население Мезени и вовсе невозможно: природа административных границ не признаёт.
Вот почему важнейшим условием результативности проекта являются налаживание контактов с районами Архангельской области, совместный поиск путей решения проблемы и согласованные действия.
За одну поездку, конечно же, нереально было побывать во всех примезенских деревнях соседней области: населённых пунктов в Мезенском и Лешуконском районах около ста. И всё же удалось встретиться и обсудить актуальную для сельчан «рыбную» тему со многими жителями этих двух районов, с главами сельских администраций, с активистами территориального общественного самоуправления, с руководством районов. Все эти встречи преследовали две основные цели: во-первых, познакомить соседей с целями и задачами проекта «Модельная река Мезень», во-вторых, услышать их мнение, их отношение к проблеме.
Везде, где состоялся разговор, люди также озабочены состоянием рыбных ресурсов и с пониманием и поддержкой отнеслись к инициативам проекта. И всё же однозначного мнения, согласованной позиции относительно причин сложившейся ситуации не было. К примеру, на встрече с жителями Вожгоры (Лешуконский район) сельчане в один голос не без основания утверждали: начинать действия по восстановлению рыбных ресурсов нужно с устья, где идёт промышленный лов. И в то же время не скрывали своего «вклада» в нелегальный вылов сёмги на её пути к нерестилищам. В Мезенском же районе многие искренне не видели связи между промышленным ловом в море и состоянием популяции сёмги в Мезени. В Лешуконском районе не раз упомянули понтонный мост, летом прошлого года установленный через реку Мезень у деревни Кимжа. По мнению лешуконцев, да и жителей Удоры тоже, мост здорово мешал проходу сёмги на нерест. А вот от мезенцев пришлось услышать другое мнение: мост тут ни при чём, сёмга не заходила на нерест, поскольку вода в реке жарким летом прошлого года была слишком тёплой…
Впрочем, по некоторым вопросам сельчане из соседней области практически полностью сходились во мнении с местными жителями Удорского района. К примеру, так же сетовали на то, что традиционное право российским законодательством не учитывается, что традиционным природопользованием законно могут заниматься только малочисленные народы, а все остальные, выходит, закон нарушают, занимаясь традиционными промыслами. «А поморами нас не признают, хотя мы давно добиваемся», – говорили мезенцы.
Встречи в районах соседней области – первый шаг к сотрудничеству, совместному поиску путей восстановления важных для населения рыбных ресурсов, в том числе популяции мезенской сёмги. Как действовать дальше? Что зависит от государственных структур, отвечающих за состояние рыбных ресурсов, а что – от местных жителей? Что можно предпринять в рамках проекта уже сейчас? Обсуждение этих и других вопросов давно назрело, поэтому инициативы проекта, реализация которого начата в Коми, оказались интересны и для жителей соседней области. Более активное вовлечение их в реализацию задуманного уже в текущем году – одна из задач Рабочей группы проекта.