«Лесная деревня: пути выхода из кризиса, проблемы и условия развития»
Так была обозначена тема очередного Лесного диалога, организованного Фондом «Серебряная тайга» и посвящённого обсуждению итогов и перспектив проекта «Лесная деревня».
Участники этого состоявшегося в Сыктывкаре 4 – 5 апреля диалога, приехавшие из сельских поселений, а также представители науки, общественных организаций республики, органов местного самоуправления в течение двух дней обсуждали волнующие сельчан проблемы, возможные пути выхода «лесных деревень» из сегодняшнего кризисного состояния и условия дальнейшего развития. В ходе диалога обозначены «плюсы» и «минусы» проекта, трёхлетняя деятельность которого была направлена на поиск возможностей улучшения экономического состояния деревни в рыночных условиях и развитие сотрудничества в сельских сообществах.
Большой интерес участников диалога вызвала презентация результатов исследований, проведённых в рамках проекта группой ученых Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН под руководством зав. лабораторией этого института, к.г.н. Т.Е.Дмитриевой, – о возможностях и ограничениях местного ресурсопользования, о том, как можно эти ограничения преодолеть.
Параллельно с изучением ресурсного, институционального, человеческого потенциала каждой из выбранных девяти «лесных деревень», в рамках проекта велась и практическая работа, направленная на поддержку местных инициатив, ростков самоуправления и самоорганизации жителей, на подготовку и обучение сельчан новым видам хозяйственной деятельности, на образовательную работу с сельскими депутатами, со школьниками и молодёжью…
Как отметили участники диалога и как уже показала практика, очень востребованной в некоторых сельских районах оказалась деятельность проекта по поддержке традиционного природопользования. Во многих отдалённых и отрезанных бездорожьем сёлах и деревнях Удорского, Усть-Куломского районов большое значение в жизнеобеспечении жителей имеют в условиях практически тотальной безработицы традиционная охота и рыбная ловля. В то же время территории традиционного пользования (охотничьи угодья) не имеют никакого официального статуса и никак не защищены от промышленного освоения – и в этой ситуации усилия по поддержке традиционных промыслов и возможности заниматься ими очень важны для местных жителей и встречают активный отклик.
Предложения по рациональному использованию дикоросов и развитию переработки пищевых продуктов леса были представлены на примере Томской области, где благодаря проекту «Лесная деревня» побывала группа сельских предпринимателей из Коми. Насколько применим опыт эффективного использования недревесных продуктов леса, возможно ли адаптировать его в республике? Может ли стать экономически эффективным сельский туризм, зарождение и развитие которого также было поддержано в рамках «Лесной деревни», и как нужно действовать для достижения этого? Являются ли проблемы, ограничивающие развитие деревни и ведущие её к обеднению, свёртыванию и зачастую к ликвидации, характерными только для России, или это общемировая тенденция? И если да, то как решают эти проблемы в других странах? На эти и другие вопросы попытались ответить участники диалога, чтобы обозначить причины сегодняшнего состояния деревни, определить, «где мы находимся» и как двигаться дальше.
Более обстоятельно разговор об этом был продолжен в малых рабочих группах, участники которых обсудили проблемы формирования местной бизнес-среды – основного фактора сохранения экономической основы «лесных деревень»; состояние охотничьих, рыбных, грибо-ягодных ресурсов и пути восстановления и поддержания их; перспективы развития территориального общественного самоуправления в Коми.