Программа «Экология села» способствует развитию сотрудничества
Образовательная программа «Экология села», являющаяся составной частью проекта «Лесная деревня», реализуемого фондом с 1 апреля 2008 г., получает всё большее распространение в школах республики. Педагоги из Прилузского, Печорского, Удорского, Усть-Куломского районов, адаптировавшие для своих сёл и посёлков авторскую образовательную программу учителя Чёрнышской средней школы Татьяны Андреевны Косолаповой, обменялись опытом работы по её внедрению на семинаре, организованном Фондом «Серебряная тайга» в последние дни августа.
Напомним, что программа «Экология села» рассчитана на учащихся средних классов и направлена на становление экологической культуры личности, на развитие нравственного, гуманного отношения к окружающему миру. Она нацелена на развитие интереса к своему селу и его жителям, на углубленное изучение местной истории, быта, традиций, окружающей природной среды и ресурсов. Занимаясь по этой программе, школьники учатся работать самостоятельно, применять полученные знания на практике, в том числе и для решения проблем своего села.
Программа интересна ещё и тем, что способствует развитию сотрудничества, объединению местного сообщества.
Учителя, внедряющие «Экологию села» в своих школах, убедились, что программа легко адаптируется. Несмотря на свою целостность, она состоит из практически самостоятельных блоков, поэтому её можно варьировать в зависимости от особенностей каждого населенного пункта или от профессиональной специализации педагога.
Например, у учителя географии Елены Альбертовны Романюк (Печорский район), занимавшейся по программе «Экология села» с пятиклассниками факультативно, особенно хорошо «пошли» темы, связанные с духовной культурой и экологией быта. Интерес к этноэкологической тематике, к экологическому мышлению коренного народа способствовал созданию в посёлке Луговой, где учатся дети из разных деревень района, этнографического музея. Школьники активно участвовали в сборе экспонатов, много общались со старожилами. Музей, открывшийся в феврале совместными усилиями школьного учителя, учащихся, пожилых жителей посёлка и местного Дома досуга, стал культурным центром, куда с удовольствием приходят и взрослые, и дети, где проходят многие общепоселковые мероприятия.
Евдокия Николаевна Пыстина (село Приуральское, Печорский район) познакомила участников семинара с практикой адаптации «Экологии села» в системе дополнительного образования, рассказав о работе по этой программе с разновозрастными школьниками, занимающимися в фотокружке и фольклорном коллективе Дома детского творчества. «Благодаря программе удалось сблизить детей, привить им интерес к своему селу, а также желание приехать сюда после учёбы», – говорит Евдокия Николаевна.
Интересен опыт работы с программой «Экология села» учителя географии поселка Сыня (Печорский район) Татьяны Александровны Рыбиной, ученики которой активно участвуют в жизни своего населённого пункта: обустраивают родники, занимаются вместе со взрослыми общественным контролем за деятельностью строителей газопровода, участвуют в общественных слушаниях.
Были среди участников семинара и «новички» – педагоги из сельских школ Спаспоруба и Туръи (Прилузский и Княжпогостский районы), с большим интересом воспринявшие опыт коллег и изъявившие желание участвовать во внедрении программы в своих «лесных деревнях».
Участвовавшая в семинаре координатор проекта «Лесная деревня» В.Т.Семяшкина познакомила педагогов с ходом реализации проекта и предложила варианты интеграции разных его направлений, включая образовательное.
Кроме обмена опытом, участники семинара обсудили план дальнейших совместных действий на предстоящий учебный год, в который включено проведение районных семинаров по распространению опыта внедрения программы «Экология села», совместная поездка в Печорский район, где программа внедряется наиболее активно, а также итоговая открытая конференция в дни мартовских каникул, в которой примут участие как взрослые участники проекта, так и наиболее активные школьники из «лесных деревень».