Проект «Лесная деревня»
«Сьöлöмам нэм кежлö Пысса»
Большая Пысса. Земля охотников и поэтов.
Пысса, Пысса,
Сиктыс тайö ылысса.
Но ачыс Ен сетöма мен
Сьöлöмам нэм кежлö Пысса.
Юрий Васютов
«Большая Пысса выглядит как городок из сказки, стоящий на «чудо-юдо-рыбе-ките»: высокий лысый холм вздыбливается над тайгой и, если смотреть издалека, за пару десятков километров, действительно создается впечатление, что гигантское существо, усеянное домами, плывет по зеленому океану».
Так написал о Пыссе на своей страничке в Интернете Геннадий Михеев, один из путешествующих по нашей стране неравнодушных её граждан, побывавший здесь и впечатлённый увиденным – природной первозданностью, сохранённой историей, встречами с местными жителями…
Большая Пысса – село в Удорском районе, на левом берегу реки Мезень, в 120 километрах от районного центра Кослан. По имеющимся письменным источникам, населённый пункт Пысса (Пыисдiн) основан в 1600 году, и основали его два брата – Логинко и Андрейко Максимовы, переселенцы из Важгортской волости. От их имён образовались фамилии Логинов и Андреев, которые и сегодня являются здесь самыми распространёнными. А название самого села, полученное от речки Пыис, переводится с саамского языка как «священное место».
Постепенно вокруг Пыссы образовались другие населённые пункты – Латьюга (1629), Патраково (1646), Малая Пысса (1707), Нёбдiно (1747), Ыбула (вторая половина 19 века)…До этого, до начала 17 столетия, населённых пунктов здесь не было: Верхняя Мезень использовалась как промысловая территория с отдельно расположенными охотничье-рыболовными жилищами. Охота и рыболовство вплоть до середины 19 века имели ведущее значение в хозяйстве удорских коми, сельское хозяйство играло подсобную роль. Только к началу 20 века роль скотоводства и земледелия возросла, тогда же увеличился отход населения на лесозаготовки и другие сезонные работы.
Жители Пыссы занимались также лесным оленеводством: оленей выпасали на ягельниках неподалёку от селений. В трёх колхозах по Пысскому сельсовету («Луч», «М.Горький» и «Им. Ильича») содержали около 2000 оленей. В 1960-е годы поголовье оленей ликвидировали, организованный в 1961 году совхоз с отделением в Пыссе взял курс на мясо-молочное животноводство. В отделении совхоза содержали 1 тыс. голов крупного рогатого скота. За высокие показатели по надоям молока правительственными наградами были отмечены пысские доярки А.Ф.Логинова, С.С.Логинова, Р.Н.Попова. Этот период жизни села памятен также и активным индивидуальным жилищным строительством. В 1961 году вступил в строй сельский аэропорт, и с этого времени вплоть до 2000 года, когда аэропорт закрыли, самолётом АН-2 исправно дважды в день совершались пассажирские рейсы из райцентра.
Рядом с Пыссой в советское время работал Бармский лесопункт Удорского леспромхоза, в котором трудилось около 170 человек, в том числе ставшие знаменитыми на всю республику лесозаготовители-орденоносцы А.Е.Афанасьев, П.М.Пувкоев, В.И.Андреев.
К сожалению, сплошные экстенсивные рубки привели к истощению лесосырьевой базы и к постепенному свёртыванию лесозаготовительной отрасли в районе. Вместе с закрытием совхоза это привело к безработице и оттоку людей из села.
Сегодня в состав сельского поселения «Большая Пысса» входят пять населенных пунктов: село Большая Пысса и деревни Латьюга, Малая Пысса, Политово, Патраково. Из 630 жителей поселения в Большой Пыссе проживает 360 человек. Пока сохранены и действуют средняя школа с полусотней учащихся, детский сад, участковая больница, отделение почтовой связи, участковое лесничество. В селе работает МУП «Хозяйственная бригада», обеспечивающая население дровами и пиломатериалами. Она же обслуживает паромную переправу, выполняет ремонтные работы по договорам с администрацией. Сельчане держат коров, коз, овец, лошадей. Картофель и огородные культуры, так же, как и мясо-молоко, производят в основном для собственного потребления. Реализовывать сельхозпродукцию на стороне нет возможности из-за отсутствия круглогодичной дороги до райцентра. Отсутствие дороги для жителей Большой Пыссы – главная проблема и одно из основных препятствий для дальнейшего развития этого старинного села.
Около тридцати сельчан работают за пределами поселения. Но уровень безработицы по-прежнему высок.
Очень выручают в этой ситуации жителей Пыссы традиционные промыслы. И те участки леса, которые не успели в прежние годы вовлечь в хозяйственный оборот (включая два массива девственных лесов, комплексные заказники «Удорский» и «Пысский»), представляют сегодня большую ценность как для сохранения биоразнообразия, так и для поддержания традиционного природопользования местных жителей, коренного народа.
Традиционная система природопользования удорцев всегда была достаточно гибкой. Добывающие промыслы на протяжении столетий позволяли сбалансировать крестьянский бюджет. Большую роль для внутрихозяйственного потребления играла добыча боровой дичи в ближних угодьях. Как и охотничий промысел, имело давние традиции и занимало важное место в хозяйствовании рыболовство. Промысловая традиция, традиционное природопользование в значительной степени сохранились здесь и сегодня.
Проведённые в рамках проекта «Лесная деревня» в 2010 году встречи и индивидуальные беседы с сельчанами показали, что в Большой Пыссе из сорока опрошенных жителей все сорок активно занимаются традиционной охотой. Причем 20 из 40 не имеют работы, и охота для них – единственный источник дохода. Охотничье-промысловые традиции передаются из поколения в поколение. Заниматься традиционными промыслами мальчики начинают с раннего возраста: многие из опрошенных начали ходить по путику с 8 – 10 лет – сначала с отцом, а с 12 лет уже самостоятельно. Из сорока опрошенных только у пяти нет своей охотничьей избушки. Всего же на территории поселения «Большая Пысса» имеется 183 охотничьих избы, из них большинство используется местным населением. Девственные леса занимают около половины территории поселения, и на этой территории полностью сохранилась система родовых угодий. Нетронутые промышленным освоением территории позволяют сохранять популяции промысловых видов.
На ценностях природы и истории
Природа и история Удоры, специфика материальной и духовной культуры этих мест, к которым можно отнести и промысловые традиции, и особенности архитектуры, и мезенскую роспись по дереву, и распространение старообрядчества, и многое другое – всё это представляет собой интересный и востребованный сегодня ресурс – туристский. И жители сельского поселения Большая Пысса постепенно осознают это, начинают заниматься новым для них видом хозяйствования. Разработаны туристские маршруты в Пысский массив девственных лесов, а также в Иоаникиеву келью – место, посетить которое стремятся многие, в том числе и гости из-за пределов республики. По словам местного краеведа и проводника Альберта Васильевича Логинова, пустынник Аникей (Иоаникий) жил лет триста назад, во времена церковного раскола, и был он настоящим подвижником: «Есть предание о том, что у Аникея был белый конь. Жил пустынник сам по себе, а деревня – сама по себе. Но когда жители Латьюги обращались к нему с просьбой обработать их поля, он не отказывал. Говорят, по воде Аникей с конем шел как посуху, но, когда возвращался, конь немного проваливался в воду, по копыта, как бы отягощенный мирским злом. Аникея очень любили и, когда он умер, похоронили рядом с кельей». И по сегодняшний день местные жители помнят его и приходят на это место.
В деревнях поселения, в Политово и Патраково, местными энтузиастами сельского туризма открыты и действуют гостевые дома. Уроженка Патраково Д.И.Чупрова уже не первое лето принимает туристов в своих гостевых домах в родной деревне. Предложенный ею маршрут «В деревню Поднебесную» по достоинству оценили многие – гости из Сыктывкара и Екатеринбурга, Латвии и Польши…
Пысса – родина многих известных людей, проявивших свой талант и характер в разных отраслях деятельности. Среди них – Максим Данилов, заслуженный артист РФ, народный артист Коми АССР, Лауреат премии им. И.И. Аврамова, награжденный знаком «За достижения в культуре». К числу прославивших Пыссу своим творчеством уроженцев села по праву можно отнести также журналиста и писателя Евгения Афанасьева… Старшее поколение жителей республики хорошо помнит известного в Коми государственного и общественного деятеля Ирину Устинову, тоже уроженку Пыссы…
Интересные, неравнодушные, творческие люди есть и среди сегодняшних жителей Пыссы. Это уже упомянутый краевед и общественник, активный участник реализации многих общественно значимых экологических проектов, член Международного Лесного Попечительного Совета Альберт Логинов, замечательная исполнительница песен и фольклористка Екатерина Андреева (на снимках)…
«Мне хочется передать красоту души этих людей…»
Пыссу можно назвать землёй охотников и поэтов. Не случайно это удорское село вдохновило на создание целого ряда художественных полотен одного из лучших российских художников советского времени – Владимира Фёдоровича Стожарова (на снимке), самородка, щедро одарённого талантом живописца. В 60 – 70-е годы художник не раз приезжал на Мезень, и Большая Пысса произвела на него неизгладимое впечатление. «Село Большая Пысса. Весна», «Село Большая Пысса. Весенний снег», «Село Большая Пысса. Большая вода», «Село Большая Пысса. Морозная ночь» – эти и другие полотна автора находятся сегодня в художественных музеях и галереях Смоленска, Нижнего Новгорода, Иркутска, в частных собраниях России и Германии.
Вот что написано о картине «Село Большая Пысса» (1967) на сайте Иркутского художественного музея, где она находится: «На возвышенном речном берегу могучей Мезени поднимаются в несколько рядов просторные шестистенные рубленые дома коми. В картине они продолжаются в обе стороны и в неторопливом ритме “спускаются” к воде, отражающей багрянец заката. Он царствует над всем, подчиняя себе сложную гамму цвета деревянных строений: серо-лиловых, темно-коричневых, желтых, – и придает картине торжественное сияние. Эти дома были художнику особо дороги, он писал: “… я… стремлюсь не просто запечатлеть тот или иной дом… мне хочется передать красоту души этих людей… обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят”.
Для создания этого раздела использованы информация и фотографии, предоставленные А.В.Логиновым, Д.И.Чупровой, а также материалы интернет-сайтов http://genamikheev.narod2.ru и http://www.museum.irk.ru и из архива Фонда «Серебряная тайга»